Что нужно почитать поддерживать беседу. Как легко поддержать разговор и быть интересным собеседником? Чего не стоит делать

Не все готовы вести откровенную беседу, это касается и лучших друзей, и даже мужа и жену. Но это не значит, что нет способов разговорить человека и выведать у него нужную информацию. Очень сложно найти те ниточки, потянув которые можно заставить человека говорить.

Как незаметно разговорить человека

Главным орудием можно назвать искренность. Например, если вы доверите какую-нибудь небольшую тайну своему собеседнику, чтобы разговорить человека, то он начнет ощущать себя значимым, и это естественно, ведь ему доверили тайну, в его глазах возрастает его самооценка.

И в этот момент человек становится разговорчивым. Следует отметить, что довольно часто этим методом пользуются начальники, манипулируя своими подчиненными.

Для этого они приглашают своего подчиненного на чай или кофе, в разговоре делятся каким-то небольшим секретом. Сотрудник, посвященный в секрет своего начальника, становится, окрылен подобным успехом.

При этом носитель секрета считает, что он обязан всячески помогать своему начальнику, выручать его и за это не требовать ничего взамен, потому что он избранный.

В моменты подобного откровения вы можете легко манипулировать своим собеседником, ведь первые несколько минут он находится в шоке, в этот момент мысленные процессы оппонента замедляются, следовательно, он становится легко внушаемым и в этот момент проще просто навязать своему собеседнику собственную точку зрения. При этом откровенный, искренний разговор вызывает оппонента на ответную откровенность.

Иными словами человек, который владеет искусством откровенного разговора, может легко манипулировать окружающими, при желании он может выстраивать выгодные для себя коммуникации, направлять действия собеседников в необходимое ему русло. Порой это делается неосознанно, но иногда специально.

Как понять, что вас пытается разговорить другой человек

Как правило, откровенность и доверие подразумевает близость между людьми и в основном люди не стараются контролировать свою откровенность в таких случаях. Если вы заметите, что вас намеренно вызывают на откровенный разговор, хорошенько приглядитесь к собеседнику, постарайтесь его намерения. И если вы сомневаетесь в чем-то, просто больше слушайте, и говорите меньше.

Ну а если человек искренен, он расскажет вам сначала о причинах своей откровенности, слова: «человеку открываешь душу, а он даже слушать не хочет» должны вас немного поднапрячь, ведь таким образом большинство пытается манипулировать собеседника в корыстных целях.

Вам следует научиться правильно задавать вопросы, чтобы не только разговорить человека, но и не стать жертвой чужого любопытства. Для этого необходимо правильно строить внутренний диалог и изучить основные виды вопросов.

О том, как добыть информацию в разговоре мы научим вас в этой статье, но сначала нам нужно понять, чем отличается внутренний диалог от внешнего.

Итак, с помощью внутреннего диалога мы организовываем наше собственное мышление и формулируем свои мысли. А благодаря тому, насколько качественно, точно, последовательно и уместно мы сформировали вопросы, зависит и результат общения с собеседником.

Внешний диалог – это и есть общение. Ваше эмоциональное состояние очень влияет на ход внешнего диалога, поэтому если вы немного разочарованы или устали, следует перенести общение на другое удобное вам время.

Если вы хотите разговорить человека и добыть информацию в разговоре с человеком, подойдите к этому серьезно, заранее спланируйте встречу, подумайте, что вы хотите услышать от вашего собеседника, насколько он сможет быть откровенным с вами. Для того, чтобы получить как можно больше информации, вы должны запомнить следующие правила.

Как выведать информацию у человека

Правило №1. Будьте доброжелательнее. Постарайтесь общаться на спокойной ноте, сделайте все возможное, чтобы ваш собеседник почувствовал ваше желание общаться, вашу дружелюбность.

Правило №2. Чтобы разговорить человека и выведать у него нужную информацию, не наседайте на своего собеседника, лучше немного пооткровенничайте с ним, расскажите какую-нибудь историю о вашей жизни. Пусть это будет вашим секретом, подчеркните этот момент. Тогда ваш собеседник поймет, что вы искренне к нему, и возможно, он тоже потянется к вам с откровенным разговором.

Правило №3 . Начинайте разговор о чем-нибудь непринужденном. Любое начало разговора о деле приведет к тому, что обе стороны начнут волноваться, и вы потеряете ту нить приятного общения. Постарайтесь сесть поудобнее, желательно с чашкой чая или кофе.

Правило №4. Дайте почувствовать своему собеседнику, что вы общаетесь на одном уровне. То есть не стоит общаться с ребенком как со взрослым, и наоборот. Очень часто мужья разговаривают со своими женами как с детьми, хотя по сути эти женщины могут не только быть хорошей женой и не плохо справляться с некоторыми обязанностями мужчины. И такое начала разговора может привести к раздражению, а, следовательно, никакому результату.

Используя вышеуказанные нехитрые правила, вы сможете разговорить человека и выведать у него нужную информацию.

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться. Исходя из практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации..

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта, побудить его к передаче информации в той или иной форме. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Бессознательные психические процессы для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется еще одна функция бессознательного: оно обеспечивает «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых «защитных механизмов» сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что они вытесняют или подавляют всю ту информацию из сознания, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств - свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., как правило, не осознаются человеком. Многим психическим явлениям присущи элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это - автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые человеком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются, вне его сознания.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности, также не всегда осознаются им. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны определенные обстоятельства, которые раскроют эти черты как элементы личности. Иногда человек не осознает своих способностей и они раскрываются по мере развития его самосознания в процессе практической деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного; это обычные психические явления, но не достигшие уровня сознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации:

    Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих для вас интерес.

    Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица или для завязывания разговора на политическую тему, можно использовать соответствующие газеты или журналы.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы личные вещи этого человека (предметы туалета, книги и т. д.); предметы, принадлежащие близким этого человека, или иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов прошлого - процесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как правило, непреднамеренны, в том смысле, что лицо, интересующее нас, рассказывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает интересующую вас информацию.

Необходимые условия для успешного применения этого приема:

    предмет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, который бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению;

    демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией;

    ваши действия и поступки при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что основное правило применения этого приема следующее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной, то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам способ ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной вопрос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания.

Основные условия успешного применения данного приема состоят в следующем:

    тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную значимость и ценность;

    смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации;

    действия и поступки лица, осуществляющего получение информации должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным особенностям личности.

Методические условия использования данного приема:

    смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса;

    тема не должна быть и слишком отдалена от основного выясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей вас информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему для вас интерес. В целенаправленных беседах можно использовать стремление человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить личную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложившиеся с заинтересованным лицом взаимоотношения. С учетом того, как этот человек относится к вам, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

    стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;

    чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;

    желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;

    потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание применять при получении интересующей информации специфические приемы этого метода, такие как обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

1. Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отношения и способствует проявлению искренности с их стороны.

    перед похвалой всегда следует сделать комплимент;

    при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу;

    подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

2. Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

    нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого человека: он бросает частые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать.

    нельзя в это время навязывать интересующему вас человеку свою тему разговора;

    проявление равнодушия с вашей стороны может побудить этого человека к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с вами. При отсутствии доверительности равнодушное отношение к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

3. Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказываниями. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап - период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. Заканчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос, сделав неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения, показать свою осведомленность в чем-либо.

4. Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема:

    неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора;

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

5. Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатоками» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного приема:

    неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент;

    такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать - не сказать и т. д.;

    человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

6. Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую вас информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

    при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические особенности;

    требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности;

    источник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

7. Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побудить его к взаимности и откровенности.

8. Подбрасывание ложных доказательств . Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому искушенные в психологии люди стараются избегать прямого давления на человека, а предпочитают косвенное воздействие на его образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам. Искусство получения информации состоит как раз в том, что при грамотной подаче определенных фактов объект вашего интереса должен сделать именно те однозначные выводы, на которые вы и рассчитываете.

9. Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, чтобы, нарочито принижая собственные умственные способности, создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате человек теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается. На самом деле простаком оказывается он сам, а не вы.

Методика получения интересующей информации

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Вы должны правильно представлять себе, какие черты характера интересующего вас лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе. В первую очередь следует обратить внимание на степень его внушаемости и конформности, а также на такую слабость характера, как болтливость. Есть люди, которые не могут хранить в себе ни одной зародившейся в их голове мысли, ни одного известия, услышанного от других. Пока эти люди не расскажут того, что у них имеется, нескольким лицам, каждому особо, они не могут быть спокойными. Эта черта часто используется и должна использоваться в целенаправленных беседах: в них намеренно вовлекаются люди, обладающие подобными чертами. Знание черт характера человека дает возможность использовать тщеславие и честолюбие людей. При определенных обстоятельствах люди с такими чертами характера могут пойти на необдуманные поступки и высказывания только для того, чтобы привлечь к себе внимание и заслужить положительную оценку другого человека.

Необходимо также иметь в виду, что для большинства людей говорить правду всегда легче, чем лгать. Поэтому в ситуациях, где приходится говорить неправду или скрывать правду, многие теряются и допускают так называемые «проговоры», непроизвольно высказывают истину, что всегда необходимо учитывать.

Важно отмечать интеллектуальные и речевые способности собеседника, особенности его памяти и наблюдательности. Это помогает составить правильное представление о человеке и более объективнее оценить сообщаемые им данные. Важно также знать степень общительности человека: насколько легко с ним можно завязать разговор, какую позицию он обычно занимает в беседе. Следует учитывать и настроение человека во время беседы. События, предшествующие беседе, могут в значительной степени повлиять на состояние собеседника, на его переживания, на готовность начать беседу и поддерживать ее. Таким образом, различные стороны личности интересующего нас субъекта могут привести к непроизвольным высказываниям.

При окончательной оценке личных качеств собеседника следует избегать предубежденности и торопливости в составлении мнения. Предубежденность мешает объективному восприятию человека и ведет к ошибочным выводам. Кроме того, бывают случаи, когда люди, казавшиеся вначале замкнутыми, оказываются впоследствии весьма приятными собеседниками.

Для того чтобы целенаправленная беседа прошла успешно, вы должны обладать достаточной общей подготовкой, позволяющей легко и непринужденно поддержать беседу и развить ее в нужном направлении. Наличие эрудиции помогает в беседах с людьми различных профессий и интересов, разных социальных и возрастных групп. Общая подготовка и эрудиция должны также включать глубокие знания в области, представляющей интерес для собеседника.

Психологическая подготовка к целенаправленным беседам включает в себя несколько компонентов. Одним из них является создание оптимального психологического настроя, позволяющего без значительных усилий приступить к проведению беседы.

    Для того чтобы освободиться от напряжения, поддержать в собеседнике готовность к общению, следует отвлечься от предстоящего действия, вспомнить ситуации, в которых вы успешно решали аналогичные задачи. Важно мобилизовать себя на предстоящее действие и постоянно это поддерживать.

    Другим важным аспектом психологической подготовки является отработка оптимальной линии поведения в предстоящей беседе. Для успешного получения информации следует в беседе держать себя свободно, уверенно и даже несколько снисходительно. Выбор линии поведения зависит от индивидуальных качеств, характера и темперамента интересующей вас личности.

    Самостоятельным компонентом психологической подготовки к получению информации является прогнозирование конкретных ситуаций, которые могут осложнить выполнение задачи: изменение настроения собеседника, настороженность, обида, неблагоприятные эмоциональные реакции. Хорошая подготовка к беседе придает уверенность и спокойствие в ситуации, где на обдумывание решения практически не остается времени.

    Практика показывает, что условия проведения беседы существенно влияют на ее процесс. «Неформальная обстановка», спокойное место, располагающее к непринужденному разговору, время достаточное для обстоятельной беседы, помогают решению задач по получению информации. Целенаправленные беседы лучше всего проводить в неофициальной обстановке, когда интересующий вас человек свободен от выполнения профессиональных обязанностей.

    При вступлении в беседу следует постараться создать непринужденную обстановку. Начальная тема должна максимально помочь установлению психологического контакта и позволить в дальнейшем перевести разговор в интересующее вас русло.

    Попытки получить информацию без предварительно установленного контакта обычно не приводят к желаемому результату. Однако не следует чрезмерно затягивать начальную стадию беседы в ущерб решению основных задач по получению информации. Затягивание разговора при обсуждении общих тем также может привести к нежелательным результатам. После получения необходимой информации следует постепенно свести разговор к нейтральной теме и продолжить беседу еще некоторое время.

Юрий Чуфаровский,
доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московской финансово-юридической академии.

Было время, на страницах сайт вы учились: «Как войти в роль Штирлица и овладеть навыками сбора «косвенных улик» и «чтения между строк». Подобные «шпионские игры» абсолютно законны и более чем оправданны». Теперь осваиваем роль Штирлица в личной жизни, ведь она важнее работы.

Советы, полученные вами из книги Джеймса О. Пайл и Марианн Каринч «Как получить от человека нужную вам информацию в любое время: секреты ведения допроса от ветерана разведки», конечно же не раскроют секреты государственной важности, но научат строить разговор с собеседником в такой форме, чтобы тот непроизвольно дал ответы на интересующие вас вопросы.

«Есть две вещи, которые люди не предоставят вам бесплатно: это деньги и информация» – считает г-н Пайл, служивший в сухопутных войсках США, разведывательном центре сухопутных войск, а также объединенном разведывательном управлении ВС Пентагона. В своей книге он рассказывает читателю о том, что в ходе беседы человеку необходимо задавать «контрольные» вопросы, ответы на которые вам заведомо известны. Такие вопросы помогут понять: «врет вам человек, или он просто не знает, или не обращает на это внимание» – говорит автор.

Также существуют «persistent» questions, необходимые для того, чтобы спросить об одном и том же, но в разной интерпретации. Данные вопросы «помогут прозондировать интересующий вопрос со всех сторон».

Важно помнить, что не стоит вести беседу в форме допроса. Не надо давать человеку понять, что вы хотите узнать от него какую-то информацию, напротив, «вашей целью является дозированное получение сведений в ходе разговора», – советует автор. Это значит, что вы также должны сообщать определенную информацию о себе, заинтересованно реагируя на реплики вашего собеседника.Вот конкретные ситуации правильного ведения разговора от эксперта разведки.

Как узнать от девушки на первом свидании – планирует ли она иметь детей?

Это достаточно деликатный вопрос и не стоит задавать его «в лоб» на первом свидании. В данной ситуации можно посоветовать сказать что-либо о себе и посмотреть реакцию человека. К примеру, если вы хотите узнать был ли ваш собеседник женат, то просто скажите, что вы были замужем и посмотрите на его реакцию. «Глаза человека о многом вам расскажут», – говорит Джеймс О. Пайл. Внимательно проследите, как человек отреагирует на ваше заявление, сравните данное поведение с тем, когда вы не будете затрагивать личные темы в ходе беседы.

Что касается вопроса о детях, то здесь автор книги советует использовать подход «третьего лица». Если поблизости есть ребенок, то вы можете воскликнуть: «Боже, посмотри, какой милый мальчик!». Конечно, вы не получите точный ответ на свой вопрос, но определенно узнаете отношение человека к детям: «Да, но детям не место в дорогих ресторанах» или «Да, у меня самой две маленькие дочурки и я очень скучаю по ним».

Мой коллега зарабатывает больше чем я?

Невоспитанно спрашивать человека о его зарплате. А вот если вы в ходе разговора пойдете на маленькую хитрость, то без труда добьетесь желаемого результата.

Можно построить разговор следующим образом: «Если бы я мог хотя бы наполовину быть похожим на тебя, я бы зарабатывал вдвое больше, чем сейчас». Итак, вы запустили удочку. Теперь ждем ответа: «Нет, я не так уж много зарабатываю». Теперь можно аккуратно продвигаться дальше: «Ну, ты хотя бы, наверно, зарабатываешь (…) тысяч долларов». На что вы, скорее всего, получите ответ: «Нет, это слишком много для меня». Строим разговор дальше и заявляем совсем низкую планку зарплаты, на что человек ответит: «Нет, побольше». Обычно в этот момент собеседник признается, сколько он получает. Но даже если этого не произойдет, то вы уже будете иметь достаточно представлений о доходе коллеги.

Что делает няня с моим ребенком, когда я на работе? Выполняет ли она то, о чем я ее прошу?

Если, к примеру, ваша няня не ходит на ежедневные прогулки с ребенком, как вы ее просили, то, конечно же, она вам об этом не скажет. Здесь вам пригодятся различные вопросы, которые помогут понять, врет она или говорит правду.

Джеймс О. Пайл советует в этом случае не задавать вопросы, ответы на которые подразумевают только «да» или «нет». Вы можете построить свою беседу с няней следующим образом: «Как вы сегодня погуляли? Где были? Что делали»? Как показывают данные исследований, проведенных сотрудниками ФБР, человек попытается свести к минимуму общение или попытается переключить разговор на другую тему, если он врет: «Хорошо, погуляли во дворе, и пошли домой».

Если вы находите данный ответ подозрительным, продолжайте разговор дальше: «Во сколько вы вышли гулять? Что видели? Кого встретили?». Потом можно подвести итог беседе и выпустить одну важную деталь или, наоборот, добавить того, чего не было. Если человек не уловит ошибки и не исправит вас – это верный признак того, что он лжет.

Может быть, в ходе беседы вы подловите собеседника на несостыковке каких-либо фактов. Если почувствуете напряжение в разговоре, то стоит разрядить ситуацию. Можно на время перевести разговор в другое русло и сказать: «Как вкусно пахнет! Что вы приготовили на ужин?». Через некоторое время можно опять вернуться к прежней теме.

Мои родители уже довольно в преклонном возрасте. Интересно, сколько у них имеется сбережений на случай, если им потребуется постоянный уход?

«Мои родители не хотят даже разговаривать на тему их сбережений, не говоря уже о том, чтобы я мог знать, какими деньгами они располагают, где они хранятся. Я даже не знаю, оформляли ли они документы на право пользования сбережениями в случае их смерти» – такие вопросы озадачивают многих людей.

В данной ситуации Джеймс О. Пайл советует следующее: скажите родителям, как сильно вы их любите и что вы очень благодарны им за все, что они сделали для вас. Затем расскажите о том, как у вашей соседки случился инсульт, но ей не смогли оказать своевременную медицинскую помощь, потому что она не оформляла письменной доверенности на своих родственников. После этого скажите: «Я хочу вас кое о чем спросить, не из любопытства, а чтобы иметь возможность оказать вам помощь в трудную минуту». Затем можете спрашивать.

«Я думаю, это сработает», – считает Джеймс О. Пайл. Если нет, то скажите: «Почему бы нам не поговорить на эту тему».

В любом случае ваша настойчивость принесет плоды. Это касается и пятилетнего ребенка, у которого вы спрашиваете, что он ел на обед и военнопленного, который должен дать признательные показания. Нужно лишь продолжать спрашивать: «Что еще?» до тех пор, пока человек не скажет: «Это все». Нужно уметь правильно начать разговор и ваш собеседник может даже не понять, что он сообщает нужную вам информацию. «Насильно мил не будешь, – считает г-н Пайл. – Но можно чуть-чуть схитрить».

Франсин Руссо, журналист в « TIME », оратор, автор книги They"re Your Parents, Too! How Siblings Can Survive Their Parents" Aging Without Driving Each Other Crazy.

По материалам сайта healthland.time.com

Узнать о человеке больше, не нарушая норм приличия и соблюдая корректность, не так просто. Люди, как правило, не отвечают на прямые вопросы, если предмет интереса касается их лично.

Но для эффективного общения нам необходимо знать больше о новом собеседнике. Его предпочтения, интересы, финансовый достаток, возраст, род деятельности, глубинные ценности - обо всем этом не спросишь в лоб. Ведь никому не нравятся люди, сующие нос в не свое дело.

Для того чтобы облегчить процесс построения личных или деловых отношений, пользуйтесь корректными способами извлечения информации.

Техника 1. Предположение

Основана на потребности человека исправлять ошибки.

Человеку просто необходимо быть правым. Он практически не упускает возможности исправлять допущенные собеседником ошибки.

Поэтому делая предположение на любую тему, Вы как бы сообщаете человеку истину или ложь. В результате с Вами либо согласятся, возможно, даже дополнив информацию, либо опровергнут и объяснят, почему считают себя правым.

Техника 2. Взаимность

Основана на потребности людей отвечать взаимностью на приятные для них вещи.

Люди, как правило, с удовольствием обмениваются любезностями. Поэтому вместо того, чтобы задавать некорректные вопросы новому знакомому, типа того "Где работаете? Где живете? Где отдыхаете?", лучше самому рассказать о себе и своих предпочтениях, тем самым поднять значимость собеседника столь доверительным разговором.

Велика вероятность того, что собеседник удовлетворит Ваше любопытство и расскажет о себе без лишних вопросов.

Техника 3. Оценочные суждения

Люди часто не упускают возможности высказать свое отношение о происходящем с третьими лицами.

Если речь идет не о нас, то зачастую люди с удовольствием дадут оценку событиям, происходящим в жизни других людей. Таким образом, рассказывая истории о третьих лицах, можно без труда понять, как Ваш новый знакомый относится к таким темам, как супружеская измена, предательство, любовь или добросовестное отношение к работе, партнерству и дружбе и т.д.

Техника 4. Сочувствие

Люди часто испытывают расположение и симпатию к тем, кто способен поставить себя на их место.

Важно правильно строить сочувствующие фразы. Вариант: «Я Вас очень хорошо понимаю» - не самый лучший, так как вызывает недоверие. «Как, мол, Вы можете понять меня, если никогда не сталкивались...»

Лучшим решением будет сказать: «Похоже, Вы переживаете испытание... Даже не представляю, как Вам удается... Я восхищен Вашим самообладанием, ведь так не просто с этим справляться. Не представляю, как бы я переносил подобное».

Такая форма проявления заботы удовлетворяет потребность человека в понимании и признании. Это значительно превозносит его в собственных глазах, тем самым улучшая к Вам отношение. Вы будете удивлены, насколько быстро такая форма общения располагает людей.

Для более результативного исхода контакта следует еще помнить о некоторых ловушках, которые могут существенно помешать установлению качественных отношений.

Три петли в разговоре, которые разрушают связь.

  1. Темы, которые вызывают негативную реакцию собеседника, сильно бьют по его самооценке. Вызывая негативные чувства, Вы снизите его расположение к себе.
  2. Не жалуйтесь на жизнь. У каждого человека есть повод для недовольства, и нет большого желания выслушивать еще чьи-то проблемы. Люди стараются избегать таких собеседников.
  3. Избегайте пустой болтовни. Это не вызывает симпатию.

Оставайтесь со мной, и Вы значительно сократите свой путь к успеху!

Стесняешься участвовать в разговоре в большой компании, ведь там уже есть заводилы, которые всегда что-то рассказывают и вовремя вставляют шутки? Кажется, у них неиссякаемый запас остроумных ответов на любой вопрос и реплик по любому поводу? Да, легкость общения - не всегда природное качество. Но его можно и нужно развивать. Мы собрали для тебя несколько полезных советов, как стать приятным собеседником.



У каждого бывают ситуации, когда сложно поддержать беседу с интересным человеком или обратить его внимание на себя. Да что там говорить, даже просто найти нужные слова в личном разговоре с другом или подругой бывает не так-то просто. Как быть? Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться!

Как стать приятным собеседником

Развивайся и больше читай

Чем больше ты будешь знать, тем интереснее с тобой будет общаться. В памяти сами собой начнут всплывать разные увлекательные истории и примеры. Поэтому не упускай возможности узнать что-то новое:

    читай книги (не только художественные, но и научно-популярные);

    смотри документальные фильмы из разных областей знаний: о природе, истории, науке и культуре;

    посещай образовательные выставки, лекции и семинары.

Тренируй речь

Чтобы поддержать разговор и говорить интересно, надо уметь емко и понятно формулировать мысли. Ведь если ты начнешь 20 минут во всех деталях описывать одну сцену из фильма, постоянно путаясь и сбиваясь, или рассказывать, как выбирала платье в магазине, и сколько на нем было пуговиц, собеседник заскучает уже на 2-й минуте и перестанет тебя слушать. Так что тренируйся.

    Пересказывать целые главы, стараясь ухватить суть и запомнив пару-тройку красочных деталей.

    Читай большие абзацы и формулируй их в одно емкое предложение. Причем желательно делать это каждый день по несколько раз. И засекай, сколько времени тебе понадобилось на раздумье. Стремись к тому, чтобы это занимало у тебя несколько секунд. Зачем это нужно? Когда тебе в голову придет удачная мысль, ты не потеряешь времени на то, чтобы ее сформулировать, не будешь мямлить и бессвязно рассказывать, а сможешь высказать идею в тот момент, когда она актуальна.

    Больше упражнений и полезных советов о том, как говорить красиво и правильно, .

Как поддержать разговор

Неважно, с кем ты разговариваешь - с парнем, девушкой, учителем или малознакомым человеком. Чтобы оставить приятное впечатление, нужно соблюдать несколько важных принципов.

    Проявляй заинтересованность

    Если ты хочешь понравиться и заинтересовать человека, начни разговор с того, что интересно ему. Узнай про его хобби и увлечения. Если они у вас отчасти совпадут, отлично, развивай эту тему. А если нет - попроси рассказать подробнее

Если ты позволишь собеседнику рассказать о себе и проявишь заинтересованность, считай, дело в шляпе. Он составит о тебе самое приятное впечатление.

    Умей слушать

    Хорошие слушатели - на вес золота. Так что немногословность может стать твоим главным оружием. Но слушать тоже нужно уметь. Если ты будешь смотреть на собеседника со скучающим видом или вовсе уткнешься в телефон, он быстро закончит беседу и поищет более благодарного слушателя. А вот если ты будешь с интересом следить за рассказом, вовремя задавать встречные вопросы, то будь уверена, он посчитает тебя прекрасным собеседником!

Всем ораторам нужны слушатели. Так что одно твое умение внимательно слушать сделает тебя приятным собеседником.

    Научись задавать интересные вопросы

    Если тебе предстоит важная встреча или свидание и ты боишься, что твоя скованность и растерянность помешают тебе произвести хорошее впечатление, заранее придумай вопросы, к которым ты сможешь прибегнуть, когда тебе надо будет сказать. Только лучше, если твои вопросы будут подразумевать не краткое «да» или «нет» в ответ, а развернутый ответ. Например: «А ты любишь фильмы про любовь?» – не очень удачный вопрос, а «Какие у тебя любимые фильмы?» и «Почему именно эти?» - дадут тебе время на раздумья и возможность узнать о человеке побольше.

    Имей в запасе несколько интересных историй


Есть негласное «правило 3 историй». Оно гласит, что тебе нужно всегда иметь в запасе как минимум 3 интересных истории, о которых можно будет рассказать. Выбирай их в зависимости от того, с кем ты разговариваешь. Так, если подруге достаточно просто рассказать смешную историю про свою кошку или случайную встречу, то для ее родителей или понравившегося тебе старшеклассника нужно приготовить что-нибудь поинтересней.

    Не критикуй

    Бессмысленные споры и критика - плохой способ поддержать разговор. Негативная реакция может надолго запомниться. В итоге вы забудете, о чем спорили, а неприятный осадочек останется. Рассказывать о чем-то, что ты не любишь, тоже не выход. Лучше говорить о том, что тебе нравится. Это несет положительные эмоции.

    Секретничай только с близкими друзьями


Не стоит делиться секретами со всеми подряд. Это может обернуться неприятной репутацией сплетницы. Для тайн и секретов есть близкие подружки, проверенные временем. С ними можно и пошептаться, и посоветоваться. И вообще, есть круг вопросов, которые хороши только для узкого круга людей. У подружек вообще мало закрытых тем, можно с легкостью обсуждать все - от достоинств прокладок Always до сердечных тайн. Считай это тренировкой перед общением с незнакомыми людьми.

    Общайся в интернете


Отличным подспорьем для тех, кто развивает в себе навыки коммуникабельности, стал интернет с чатами, блогами и социальными сетями. Развивать искусство общения можно и в письменной форме - это помогает правильно формулировать мысли и наблюдать за реакцией собеседников. Можешь начать общаться прямо сейчас, в комментариях к этой статье!

Не общайся с теми, кто тебе неинтересен

Ну и, конечно, главный совет. Не стоит притворяться и делать вид, что тебе очень приятно с кем-то общаться, а про себя думать: «Скорей бы это кончилось!» Общение должно приносить удовольствие обеим сторонам. Поэтому старайся обходить скучных и неинтересных собеседников стороной.


А как ты относишься к дружбе между парнем и девушкой? У тебя есть друзья противоположного пола?

А ты хороший собеседник, как думаешь?

Может быть, дело в ПМС. Посмотри ролик и узнай, что это за состояние и как благополучно пережить этот период.


Поделиться