Что происходит во время размножения людей. Размножение человека. Женская половая система делится на

Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Он определяется сперматозоидами, которые бывают двух типов: половина несет женское начало (х-хромосому), а другая половина – мужское начало (у-хромосому). Яйцеклетки несут только женское начало, в них всегда одинаковые хромосомы (х-хромосомы).
Половые клетки формируются в половых железах. Яйцеклетки образуются в яичниках, а сперматозоиды – в мужских половых железах (семенниках). Они продуцируют огромное число сперматозоидов, мелких подвижных клеток, состоящих из головки, шейки и хвостика.

Для нормального процесса образования сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела. Поэтому семенники вынесены из полости тела. Протоки семенников, предстательной железы и семенных пузырьков впадают в мочеиспускательный канал, проходящий внутри полового члена. Внутри женского организма они могут находиться в жизнеспособном состоянии 2–4 дня.

Яичники – парные органы, лежащие в брюшной полости. В них происходит образование яйцеклеток. Выход одной зрелой яйцеклетки в полость тела называется овуляцией, происходит в среднем раз в 28 дней. Вышедшая из яичника зрелая яйцеклетка попадает в яйцевод (маточная труба), где она живет всего 1 день и может слиться со сперматозоидом, проникшим туда через влагалище во время полового акта.

Если оплодотворение не происходит, то слизистая оболочка матки отторгается, это сопровождается кровяными выделениями.


Если оплодотворение происходит, образовавшаяся зигота сразу же начинает делиться, в результате чего возникает комочек, состоящий из мелких одинаковых клеток. Такой зародыш спускается по маточной трубе в матку – толстостенный мешковидный орган, где внедряется в слизистую оболочку, богатую кровеносными сосудами.

Через 2 дня после попадания в матку начинается зародышевый период. В это период формируется плацента – через нее происходит связь организма матери и плода. С момента образования плаценты начинается период. длится 9 месяцев, затем наступают роды.


У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза). Грудной возраст (1-ый год жизни)
Первый месяц считается периодом новорожденности. Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует особого внимания. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.

В конце 1-го месяца жизни он распрямляет ножки, на 6-ой неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года пытается делать первые шаги.

Не менее интенсивно в этот период развивается психика. На втром месяце ребенок улыбается, в 4 месяца берет в рот игрушки, исследует их, начинает различать взрослых. Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок хорошо идет и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляются двигательные навыки. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность, период вопросов – так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок активно играет, разговаривает сам с собой (формирование речи). Подвижные игры формируют мышечный аппарат.

Школьный период (от 7 до 17 лет)

Перестраиваются все органы и системы. Сложный период поступления в школу. Ребенок овладевает письмом, узнает много нового об окружающем мире, усваивает опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение ускоряет развитие навыков и способностей. Коллективное воздействие в общественной работе, трудовом воспитании, спорте – тоже создает условия для развития гармоничной личности. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых признаков. В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация.

ВСТУПЛЕНИЕ

Способность размножаться, т.е. производить новое поколение особей того же вида, - одна из основных особенностей живых организмов. В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему поколению, что обеспечивает воспроизведение признаков не только одного вида, но конкретных родительских особей. Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования вида; кроме того, при подходящих условиях размножение позволяет увеличить общую численность вида.

Стр.

  1. Вступление. 1
  2. Размножение в целом. 3-4
  3. Размножение и развитие человека. 5
  4. Мужские половые органы. 5-6
  5. Женские половые органы. 6-7
  6. Начало жизни (зачатие). 7-8
  7. Внутриутробное развитие. 8-11
  8. Рождение, рост и развитие грудного ребенка. 12-13
  9. Рост и развитие груди у ребенка с года. 14-15

10. Начало созревания. 16-19

11. Использованная литература. 20

РАЗМНОЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ

Существуют два основных типа размножения - бесполое и половое. Бесполое размножение происходит без образования гамет, и в нем участвует лишь один организм. При бесполом размножении обычно образуется идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные мутации.

Генетическая изменчивость выгодна виду, так как он поставляет «сырье» для естественного отбора, а значит, и для эволюции. Потомки, оказавшиеся наиболее приспособленными к среде, будут обладать преимуществом в конкуренции с другими представителями того же вида и будут иметь больше шансов выжить и передать свои гены следующему поколению. Благодаря этому виду способны изменяться, т.е. возможен процесс видообразования. Повышение изменчивости может быть достигнуто путем смещения генов двух разных особей процесса, называемого генетической рекомбинацией и составляющего важную особенность полового размножения; в примитивной форме генетическая рекомендация встречается уже у некоторых бактерий.

ПОЛОВОЕ РОЗМНОЖЕНИЕ

При половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных ядер. Обычно эти ядра содержаться в специализированных половых клетках гаметах; при оплодотворении гаметы сливаются, образуя диплоидную зиготу, из которых в процессе развития получается зрелый организм. Гаметы гаплоидны они содержат один набор хромосом, полученный в результате мейоза; они служат связующим звеном между данным поколением и следующим (при половом размножении цветковых растений сливаются не клетки, а ядра, но обычно эти ядра тоже называются гаметами).

Мейоз важный этап жизненных циклов, включающих половое размножение, так как он ведет к уменьшению количества генетического материала вдвое. Благодаря этому в ряду поколений, размножающихся половым путем, это количество остается постоянным, хотя при оплодотворении каждый раз удваивается. Во время мейоза в результате случайного рождения хромосом (независимое распределение) и обмена генетическим материалом между гомологичными хромосомами (кроссинговер) возникают новые комбинации генов, попавших в одну гамету, и такая перетасовка повышает генетическое разнообразие. Слияние содержащихся в гаметах галоидных ядер называют оплодотворением или сингамией; оно приводит к образованию диплоидной зиготы, т.е. клетки, содержащей по одному хромосомному набору от каждого из родителей. Это объединение в зиготе двух наборов хромосом (генетическая рекомбинация) представляет собой генетическую основу внутривидовой изменчивости. Зигота растет и развивается в зрелый организм следующего поколения. Таким образом, при половом размножении в жизненном цикле происходит чередование диплоидной и гаплоидной фаз, причем у разных организмов эти фазы принимают различные формы.

Гаметы обычно бывают двух типов - мужские и женские, но некоторые примитивные организмы производят гаметы только одного типа. У организмов, образующих гаметы двух типов, их могут производить соответственно мужские и женские родительские особи, а может быть и так, что у одной и той же особи имеются и мужские, и женские половые органы. Виды, у которых существуют отдельные мужские и женские особи, называются раздельнополыми; таковы большинство животных и человек.

Партеногинез одна из модификаций полового размножения, при которой женская гамета развивается в новую особь без оплодотворения мужской гаметой. Партеногенетическое размножение встречается как в царстве животных, так и в царстве растений, и преимущество его состоит в том, что в некоторых случаях оно повышает скорость размножения.

Существует два типа партеногенеза гаплоидный и диплоидный, в зависимости от числа хромосом в женской гамете.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

Мужская половая система состоит из парных семенников (яичек), семявыносящих протоков, ряда придаточных желез и полового члена (пениса). Семенник сложная трубчатая железа яйцевидной формы; она заключена в капсулу белочную оболочку и состоит примерно из тысячи сильно извитых семенных канальцев, погруженных в соединительную ткань, в которой содержатся интерстициальные (лейдиговы) клетки. В семенных канальцах образуются гаметы спермии (сперматозоиды), и интерстициальные клетки вырабатывают мужской половой гормон тестостерон. Семенники расположены вне брюшной полости, в мошонке, а поэтому спермии развиваются при температуре, которая на 2-3 гр.С ниже температуры внутренних областей тела. Более низкая температура мошонки частично определяется ее положением, а частично сосудистым сплетением, образуемым артерией и веной семенника и действующим как противоточный теплообменник. Сокращения особых мышц перемешают семенники ближе или дальше от тела в зависимости от температуры воздуха, чтобы поддерживать температуру в мошонке на уровне, оптимальном для образования спермы. Если мужчина достиг половой зрелости, а семенники не опустились в мошонку (состояние, называемое крипторхизмом), то он навсегда остается стерильным, а у мужчин, носящих слишком тесные трусы или принимающих очень горячие ванны, образование спермиев может так сильно понизиться, что это приведет к бесплодию. Лишь у немногих млекопитающих, в том числе у китов и слонов, семенники всю жизнь находятся в брюшной полости.

Семенные канальцы достигают 50 см. в длину и 200 мкм в диаметре и расположены в участках, называемых дольками семенника. Оба конца канальцев соединяются с центральной областью семенника сетью семенника (rete testis) короткими прямыми семенными канальцами. Здесь сперма собирается в 10 20 выносящих канальцах; по ним она переносится в головку придатка (эпидидимикса), где концентрируется в результате обратного всасывания жидкости, выделяемой семенными канальцами. В головке придатка спермии созревают, после чего они приходят по извитому 5-метровому выносящему канальцу к основанию придатка; здесь они остаются в течение короткого времени, прежде чем попадают в семявыносящий проток. Семявыносящий проток это прямая трубка длиной около 40 см., которая вместе с артерией и веной семенника образует семенной квантик и переносит сперму в уретру (мочеиспускательный канал), проходящую внутри полового члена. Взаимоотношения между этими структурами, мужскими придаточными железами и половым членом показаны на рисунке.

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

Роль женщины в процессе размножения гораздо больше, чем роль мужчины, и она сопряжена с взаимодействиями между гипофизом, яичниками, маткой и плодом. Женская половая система состоит из парных яичников и фаллопиевых труб, матки, влагалища и наружных половых органов. Яичники прикреплены к стенке брюшной полости с помощью складки брюшины и выполняют две функции: производят женские гаметы и секретируют женские половые гормоны. Яичник имеет миндалевидную форму, состоит из наружного коркового и

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения - бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма - материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.

Размножение человека — физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток — начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод — рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами .

Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.

Оплодотворение

Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе. Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5-2 ч попадают в маточные трубы. При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.

После проникновения сперматозоида образуется оболочка , препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток. Зародыш в течение 4-5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани. Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) - дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности. С этого момента развивающийся организм называется плодом .

Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода. В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270-280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка. К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела — 3000-3500 г.

Роды

По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов . В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.

Роды начинаются схватками , в результате которых расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение через неё плода. После раскрытия шейки матки к схваткам присоединяются потуги — сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, возникающие рефлекторно и непроизвольно. Одновременное повышение внутриматочного давления (схватки) и внутрибрюшного давления (потуги) способствует тому, что плод устремляется в родовые пути. Первые 12 ч за счет сокращений матки он продвигается вниз к шейке матки, шейка расширяется, плод может пройти через нее. В это время происходит разрыв амниона, жидкость выходит из организма матери. После отхождения вод схватки стихают. Через 15-20 мин, когда мускулатура матки приспосабливается к уменьшенному объему, схватки возобновляются. В последующие 20-60 мин плод проходит через шейку матки и влагалище и рождается.

С первым криком новорождённый ребёнок начинает дышать атмосферным воздухом. После прекращения пульсации сосудов пуповину, соединяющую ребёнка с плацентой, перевязывают и перерезают. Через 10-15 мин после рождения ребёнка в результате сокращений матки рождается послед - плацента с плодными оболочками.

Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)

Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды : детский - от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый - от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский - до 25-26 лет; взрослый - до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый - до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой - до 75 лет у женщин и мужчин; старческий - свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.

Детский период подразделяется на период новорождённости, который продолжается от рождения до 4-х недель жизни; грудной (младенческий) период (до 1 года) - период максимально быстрого роста и развития. В ясельный период (раннего детства) (от 1 года до 3-х лет) и дошкольный период (от 3 до 7 лет) продолжаются процессы роста и формирования организма, движения ребёнка становятся более согласованными, быстро развиваются речь и мышление. В младший школьный период (от 7 до 12 лет) формируются мелкие мышцы кисти руки. Дети обучаются грамоте, чтению, у них развивается логическое мышление.

Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.

Это конспект 8 класса по теме «Размножение и развитие организма человека» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Разделы: Биология

Акселерация – процесс, который в полной мере отразился на современном поколении подростков. Наши дети умнее, взрослее, самостоятельнее… Но, сталкиваясь с жизненными реалиями, подростки часто оказываются абсолютно беспомощными. К сожалению, родители по разным причинам не всегда могут оказать детям своевременную помощь. В такой ситуации обязаны квалифицированно помочь учителя и школьные психологи.

Не секрет, что большая часть так называемых “подростковых проблем” связана с половым созреванием, а вернее – с неподготовленностью детей к этому процессу и его последствиям. Основываясь на собственном опыте работы в школе, могу утверждать, что степень безграмотности подростков в этой сфере просто шокирует. Отсутствие серьезной теоретической базы и элементарных практических навыков на фоне всеобщей сексуальной распущенности и вседозволенности, царящих в обществе, приводят зачастую к трудноразрешимым проблемам. Статистика свидетельствует, что с каждым годом растет число выявленных среди детей и подростков случаев венерических и прочих заболеваний мочеполовой системы, подростковых абортов и малолетних рожениц. А сколько исковерканных судеб стоит за этими цифрами!

В свете вышесказанного, можно утверждать, что половое воспитание и образование подростков – одно из важнейших и первоочередных направлений работы современной школы. Уверена, что большинство учителей биологии и родителей согласится со мной в том, что пора отбросить пуританскую лжескромность в вопросах "про это", необходимо также отказаться от политики голословных запретов, назиданий и наставлений. Очевидно, что это не является панацеей. В первую очередь надо повышать образовательный уровень подростков в этой сфере.

Уже давно назрела необходимость введения в школе специализированного курса "Половое воспитание и образование", в рамках которого будут широко рассматриваться как особенности анатомического строения и физиологии мужчины и женщины, здоровья и контрацепции, так и вопросы взаимоотношения полов, моральные и этические нормы поведения, мера ответственности половых партнеров друг перед другом, перед будущим поколением, перед обществом. На тот период, пока будет создаваться материальная база и разрабатываться содержательная часть данного курса, следует кардинально пересмотреть содержание учебного материала по курсу анатомии 9 класса по теме "Размножение и развитие человека" в сторону углубления знаний и расширения круга вопросов, предусмотренных общеобразовательным стандартом. Безусловно, должно увеличиться и количество часов, отводимых на изучение данной темы.

В своих методических разработках я предлагаю примерное поурочное планирование и тезисно излагаю содержательную часть варианта углубленного изучения темы "Размножение и развитие человека".

Конспекты уроков.

УРОК № 1. Размножение. Половые органы мужчины.

Размножение – это процесс воспроизведения особями себе подобных.

Все многообразие способов и форм размножения можно объединить в две группы: бесполое и половое размножение. При бесполом размножении организм развивается из одной клетки или группы клеток материнского организма. Этот тип характерен для бактерий, дрожжей, большинства растений, а также для одноклеточных животных, кишечнополостных и плоских червей. Половое размножение свойственно большинству животных организмов, в нем участвуют две особи – мужская и женская. Возникновение потомства происходит в результате слияния гамет – сперматозоида и яйцеклетки, каждая из которых несет, соответственно, наследственные признаки отца и матери. Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской половых клеток – гамет.

Человек, как и все живые организмы, способен к самовоспроизведению. Слияние женской и мужской половых клеток дает начало новому организму. Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Яйцеклетка несет только женское начало (Х-хромосому), поэтому пол ребенка определяется сперматозоидом, который оплодотворил яйцеклетку. Часть сперматозоидов несут женское начало (Х-хромосому), часть – мужское начало (У-хромосому). В результате внутриутробно у зародыша закладывается индифферентная половая железа, из которой, в зависимости от полученного набора хромосом, развиваются зачатки мужского или женского пола. Организм, имеющий две Х-хромосомы (ХХ), – будущая девочка, организм с одной Х-хромосомой и одной У-хромосомой (ХУ) – будущий мальчик. Таким образом, пол ребенка определяется хромосомным набором сперматозоида отца.

В редких случаях у человека могут развиваться выраженные в большей или меньшей степени признаки обоих полов, то есть формируются и яичники, и яички, представлены как женские, так и мужские наружные половые органы. Такое явление носит название "гермафродитизм". Гермафродитизм – двуполость, то есть развитие у особи в эмбриональном периоде признаков и мужского, и женского пола.

Органы размножения – это половые органы, внутреннее и внешнее строение которых у мужчин и женщин отличаются в значительной степени.

Мужская половая система.

1. Внутренние половые органы.

Внутренние половые органы мужчины представлены половыми железами (семенниками, или яичками), придатками яичек, семявыносящим протоком, семенными пузырьками, предстательной и куперовой железами.

Семенник (яичко) – парная половая железа. Семенники вырабатывают и выделяют живые половые клетки – сперматозоиды. Семенники покрыты плотной соединительно-тканной оболочкой, внутри них расположены извитые семенные канальцы общей длиной до 400 метров, в которых образуются сперматозоиды. Для образования живых сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела, поэтому семенники вынесены из полости тела в мошонку. В придатках семенников накапливаются выработанные сперматозоиды.

Семенные пузырьки, предстательная железа и куперова железа образуют секреты, создающие химическую среду для сперматозоидов. Семенные пузырьки выделяют щелочной секрет для питания созревших сперматозоидов. Предстательная железа (простата) и куперова железа вырабатывают семенную жидкость – сперму, которая является средой обитания сперматозоидов. В 1 куб. см спермы в норме содержится более 60 млн. сперматозоидов. Предстательная железа вырабатывает также секрет, поддерживающий активность сперматозоидов. Мышечная часть простаты является сфинктером мочеиспускательного канала, последовательно регулируя ток мочи и спермы, не позволяя им смешиваться.

Внутренние половые органы выполняют также эндокринную функцию. В семенниках вырабатывается мужской половой гормон – тестостерон, в простате – простагландины (вещества, регулирующие обмен веществ в клетках). Мужские половые гормоны называют андрогенами. Андрогены главным образом определяют вторичные половые признаки мужчины – низкий голос, оволосение по мужскому типу, мощный скелет, значительная мышечная масса и т.д.

2. Внешние половые органы.

Внешние половые органы мужчины включают мошонку и половой член (пенис). Мошонка – кожаный мешочек, в который заключены семенники и их придатки.Мошонка представляет собой выпячивание стенки тела, куда спускаются семенники накануне рождения или вскоре после рождения. Этот орган служит для создания оптимальной температуры для созревания сперматозоидов.

Половой член (пенис) – это орган с двойной физиологической функцией – выведение мочи из мочевого пузыря и выделение спермы во время семяизвержения. Половой член состоит из пещеристых тел (пещеристая ткань состоит из многочисленных перегородок, промежутки между которыми образуют "пещеры"). Пещеристые тела выстланы эпителием и наполнены кровью. Благодаря специальному строению кровеносных сосудов кровь при половом возбуждении задерживается, наполняет пещеристые тела полового члена, что приводит к его уплотнению – эрекции. Сперма из протоков семенников поступает в мочеиспускательный канал и выводится через отверстие, расположенное на головке полового члена. Семяизвержение называют эякуляцией. Кожа, покрывающая основание головки, образует свободную складку – крайнюю плоть, или препуциум . На внутренней поверхности препуциума расположены железы, вырабатывающие смегму (смазку).

УРОК № 2. Половые органы женщины. Менструация.

Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.

Женская половая система.

1. Внутренние половые органы.

Внутренние половые органы женщины включают половые железы (яичники), маточные трубы, матку и влагалище, они расположены в полости таза.

Яичники – парные органы, которые лежат в брюшной полости. Они выполняют, подобно мужским половым железам, две функции – образование половых клеток – яйцеклеток и выработка женских половых гормонов – эстрагенов . У женщин выработка половых гормонов играет большую роль, чем у мужчин. Эстрагены не только определяют вторичные половые признаки (оволосение по женскому типу, высокий голос, развитие молочных желез, наращивание подкожно-жировой клетчатки и т.д.). Женские половые гормоны отвечают также за возникновение половых циклов, обеспечивают нормальное функционирование половых органов, возникновение и правильное протекание беременности, подготовку к кормлению новорожденного и т.д.

Яичники содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период).

Маточные трубы – парные органы, они проводят яйцеклетку от яичника в полость матки. В трубе яйцеклетка живет только один день, при этом сперматозоиды в полости тела женщины сохраняют жизнеспособность до четырех дней. В трубе яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, формируется зигота. За счет сокращения стенок маточных труб и движения специальных ресничек, которыми покрыты изнутри трубы, оплодотворенная яйцеклетка (зигота) поступает в полость матки. Если зигота задерживается в трубе (например, вследствие воспалительного заболевания или слабой проходимости труб), возникает внематочная беременность.

Матка – непарный полый мышечный орган, выстланный слизистой оболочкой. Она лежит в брюшной полости между мочевым пузырем и прямой кишкой. В разрезе матка имеет форму треугольника: в двух верхних углах в нее входят маточные трубы, внизу расположена шейка матки, которая открывается во влагалище. Функция матки – развитие плода и выталкивание его во время родов.

Влагалище – полый мышечный орган, имеющий форму трубки длиной 7-9 сантиметров, открывающийся в половую щель. Оно способствует продвижению спермы в полость матки. У девственниц половая щель прикрыта выростом слизистой оболочки – девственной плевой, которая разрывается при первом половом акте с выделением небольшого количества крови и незначительными болевыми ощущениями.

2. Наружные половые органы (вульва).

Наружные половые органы женщины представлены большими и малыми половыми губами, клитором и бартолиниевыми железами. Большие и малые половые губы предохраняют прочие наружные органы. Клитор образован пещеристыми телами, сходен по строению с мужским половым членом, но имеет меньшие размеры. В нем находится отверстие мочеиспускательного канала, а также нервные рецепторы, способствующие половому возбуждению. Бартолиниевые железы расположены в преддверии влагалища и выделяют секрет – смазку.

Менструация – естественное физиологическое состояние женщины. Она начинается у девочек с момента полового созревания в 11-13 лет. Внешние проявления менструации – кровянистые выделения из влагалища, иногда – боли в пояснице и внизу живота.

В чем суть менструации? Как мы уже говорили, за созревание яйцеклетки в организме женщины отвечают яичники. Они содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Когда овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период). Если созревшая яйцеклетка будет оплодотворена сперматозоидом, наступит беременность, начнется развитие зародыша. Если по каким-либо причинам оплодотворение не происходит, яйцеклетка по маточной трубе попадает в матку. Матка находится в состоянии готовности принять зародыш и создать все условия для его развития, ее слизистая оболочка полностью сформирована. Но поскольку оплодотворения не произошло, слизистая оболочка матки и невостребованная яйцеклетка выводятся наружу через влагалище вместе с кровянистыми выделениями (менструация).

Менструация может длиться от 3 до 7 дней. В этот период женщина испытывает недомогание, становится раздражительной. Очень важно в это время соблюдать личную гигиену, чтобы избежать воспалительных заболеваний матки. Половые акты можно совершать только с применением презерватива, чтобы не занести инфекцию. По завершении менструации процесс начинается сначала: в яичнике созревает новая яйцеклетка, в матке нарастает слизистая оболочка и т.д. Весь период длится 28-30 дней и называется менструальным циклом. Если этот цикл нерегулярен или сопровождается сильными болями во время менструации, необходимо обратиться к врачу.

УРОК № 3. Половой акт. Оплодотворение.

Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.

Интимная близость – очень ответственный шаг. Не стоит начинать половую жизнь слишком рано, когда организм окончательно не сформировался, а половая система не готова к этому. Ведение половой жизни не всегда символизирует собой взрослость. Кроме того, интимные отношения – это большая ответственность, которую несут оба партнера. В результате полового акта может наступить нежелательная беременность, возможно заражение инфекциями, передающимися половым путем, возникновение воспалительных заболеваний вследствие несоблюдения элементарной гигиены. И, наконец, полноценный секс со всей гаммой ощущений и переживаний не возможен без эмоциональной близости, взаимопонимания партнеров и обоюдного желания.

Перед половым актом и после него необходимо соблюдать личную гигиену. В целях избежания нежелательной беременности и заражения инфекциями следует пользоваться презервативом или другими средствами защиты.

Для проведения полового акта оба партнера должны испытывать сексуальное возбуждение, поэтому ему обычно предшествуют различные интимные ласки. Половое возбуждение проявляется учащением пульса и дыхания, расширением зрачков. У женщин набухают грудные железы, расслабляются мышцы влагалища, начинает выделяться смазка. У мужчин наступает состояние эрекции. Как мы уже говорили, половой член состоит из пещеристых тел. Они выстланы эпителием и наполнены кровью. Благодаря специальному строению кровеносных сосудов кровь при половом возбуждении задерживается, наполняет пещеристые тела полового члена, что приводит к его уплотнению – эрекции.

При достижении полового возбуждения обоими партнерами можно начинать собственно половой акт. Половой член вводится во влагалище, мужчина начинает выполнять фрикции. На протяжении полового акта женщина может неоднократно испытать оргазм. У мужчины оргазм проявляется эякуляцией (семяизвержением) и, как правило, бывает один раз. Техника полового акта, выбор наиболее оптимальных поз производятся опытным путем.

Очень важен первый сексуальный опыт. К сожалению, обычно он бывает не очень удачным, часто не оправдываются ожидания, многое не получается. Для начала необходимо со всей серьезностью отнестись к выбору партнера или партнерши, месту и времени первого опыта. Худший вариант – темный угол на многолюдной вечеринке, состояние алкогольного опьянения, малознакомый человек в качестве партнера.

Юноши должны быть морально готовы к тому, что первая попытка проведения полового акта может не состояться по причине отсутствия эрекции или преждевременной эякуляции. В первый раз такое случается часто. Причиной этого является нервное перенапряжение и неопытность, а не какая-либо патология или заболевание. В результате нервных перегрузок организм девушки также может давать сбои в такой ситуации. Не наступает физиологическое состояние возбуждения, возможен спазм мышц влагалища, что не позволяет провести половой акт. Кроме того, у девушек, не имевших сексуального опыта, в верхней части влагалища расположена эластичная перепонка – девственная плева. Она не препятствует менструальным выделениям, благодаря наличию микроскопических пор. Но во время первого полового акта она, как правило, разрывается. Обычно разрыв девственной плевы сопровождается чувствительными болевыми ощущениями и выделением небольшого количества крови. Иногда этот процесс происходит безболезненно и даже бескровно (второе – крайне редко).

Если во время полового акта не были использованы средства контрацепции (предохранения от беременности), то возможно оплодотворение и наступление беременности. Собственно о методах контрацепции мы поговорим на другом уроке, сегодня я лишь хочу развеять следующие мифы:

Оплодотворение не происходит,

  • если это период менструации или начало менструального периода,
  • если после полового акта попрыгать, принять душ, помочиться, промыть полость влагалища марганцовкой,
  • если это первый в жизни половой акт,
  • если это не первая за эту ночь эякуляция у мужчины,
  • если это изнасилование,
  • если предохранялись путем прерывания полового акта с семяизвержением вне полости влагалища.

Во всех этих случаях и во многих других возможно наступление беременности. Всегда следует помнить, что зачатие ребенка – очень ответственный шаг, а нежелательная беременность приносит огромное количество проблем и негативных последствий.

Итак, оплодотворение – это процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида. Как он происходит? Созревшая яйцеклетка поступает в маточную трубу. В результате семяизвержения сперматозоиды попадают во влагалище и устремляются через матку в маточные трубы. Здесь они сталкиваются с яйцеклеткой, пробуравливают ее стенку и попадают внутрь. Ядра сперматозоида и яйцеклетки сливаются. Образуется зигота. Оплодотворение происходит в маточных трубах.

В норме лишь один сперматозоид должен оплодотворить яйцеклетку. Если происходит оплодотворение несколькими сперматозоидами, возникает многоплодная беременность, рождаются близнецы. Они могут быть мало похожи и иметь разный пол. Крайне редко одновременно созревают две и больше яйцеклетки. Если все они будут одновременно оплодотворены, также может возникнуть многоплодная беременность. Еще реже возникает другая патология: один сперматозоид оплодотворяет одну яйцеклетку, но начинается развитие нескольких зародышей. Таких близнецов называют однояйцевыми, они всегда принадлежат к одному полу и очень похожи друг на друга.

Сперматозоиды достаточно жизнеспособны, в живом состоянии они могут находиться в полости тела женщины до четырех суток. Поэтому оплодотворение может произойти как сразу после полового акта, так и в течение последующих 3-4 дней.

Тезисный повтор изученного материала.

УРОК № 4. Беременность. Роды.

Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.

Беременность наступает с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Беременность – естественное физиологическое состояние женщины, связанное с развитием плода. У женщины беременность продолжается в среднем 280 дней(9 месяцев) и заканчивается родами.

С момента оплодотворения яичники начинают активно вырабатывать так называемые "гормоны беременности". Они блокируют выработку яйцеклеток в течение всего периода беременности, чтобы избежать повторного зачатия. Случаи повторного зачатия известны науке, но встречаются крайне редко и приводят либо к самопроизвольному выкидышу, либо к серьезным нарушениям эмбрионального развития ребенка. "Гормоны беременности" также приостанавливают процесс менструации, которая в этот период прекращается, активизируют процессы, связанные с подготовкой матки к приему зародыша (наращивание слизистой оболочки, усиление кровообращения в стенках матки и т.д.). При наличии гормонального дисбаланса или воспалительных заболеваний матки и яичников, иногда на первых месяцах беременности могут наблюдаться менструальноподобные реакции, так называемое “менструальное омовение плода”. Такие явления являются патологией и повышают риск выкидыша и даже гибели плода. "Гормоны беременности" вызывают ряд постепенных изменений в организме женщины. Увеличиваются грудные железы, увеличиваются и темнеют околососковые кружки, изменяется состав крови, растет артериальное давление. Увеличиваются размеры и масса матки. Таким образом, "гормоны беременности" блокируют выработку яйцеклеток, приостанавливают процесс менструации и вызывают ряд изменений в организме женщины. Именно поэтому первым признаком наступления беременности является прекращение менструации, а все тесты ранней диагностики беременности (по моче и крови) основаны на выявлении уровня данных гормонов в организме.

В дальнейшем у беременной женщины значительно изменяется обмен веществ. Возрастает потребность в воде, минеральных веществах и витаминах, поскольку в них нуждается растущий организм. Обеспечение плода необходимыми питательными веществами является серьезной нагрузкой для организма матери и может сильно подорвать ее здоровье. Во время беременности активизируются заболевания зубов, кости становятся более хрупкими, ухудшается состояние волос и ногтей. Именно поэтому необходимо регулярно обследоваться у стоматолога и отказаться от химической завивки и окраски волос.

Беременная женщина должна хорошо, но не избыточно питаться. В рацион обязательно должны входить фрукты и овощи, а также мясо и молочные продукты, особенно творог. За время беременности женщина не должна поправляться более чем на 10 кг. Прибавка в весе начинается приблизительно с 16-й недели беременности, до этого многие женщины даже худеют. Избыточный вес увеличивает нагрузку на сердце и сосуды, затрудняет дыхание, осложняет роды. По мере развития плода начинается рост живота, происходит смещение центра тяжести, которое вызывает небольшое искривление позвоночника. Частыми спутниками беременности бывают варикозные расширения вен на ногах (как следствие большого веса), нарушение эластичности кожи в области живота, ягодиц, груди (растяжки). Иногда возникают токсикозы, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, поносом, потерей аппетита и веса. При постоянном наблюдении врача и выполнении всех его рекомендаций, занятиях лечебной гимнастикой для беременных, массаже, правильном питании и режиме большей части перечисленных проблем удается избежать.

Безусловно, беременной женщине абсолютно противопоказано курение и прием алкогольных напитков. Это связано с тем, что в организме матери отсутствует барьер, препятствующий попаданию никотина и алкоголя в организм малыша. Эти вещества вызывают нарушения в развитии плода, замедляют его рост, могут вызвать серьезные патологии. Еще более опасен прием наркотических веществ во время беременности.

Беременность оказывает серьезную нагрузку и на нервную систему. В первой половине беременности большинство женщин становится раздражительными, обидчивыми, плаксивыми. Часто нарушается сон, появляется чувство недомогания, быстро повышается утомляемость. Плохое настроение и самочувствие женщины сказывается на состоянии нервной системы плода и его развитии. Поэтому окружающим надо проявлять больше заботы и терпения к будущей матери. Очень важен режим дня. Беременная женщина не должна переутомляться, выполнять тяжелую работу. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Во второй половине беременности рекомендуют послеобеденный сон. Крайне важно соблюдать гигиену тела и одежды.

Более подробные инструкции будущая мать получает у врача. Следует еще отметить, что при любом нарушении нормального течения беременности (рвота, боли внизу живота, кровянистые выделения, головокружения и т.д.) необходимо сразу же обращаться к врачу.

Беременность – серьезное испытание для организма женщины, поэтому справиться с ним может только зрелый, сформировавшийся организм. Оптимальным детородным возрастом считается период с 21 до 30 лет. Беременность в подростковом возрасте влечет за собой массу проблем. Организм матери-подростка еще не готов к таким нагрузкам, в результате серьезно нарушается обмен веществ, гормональный фон, развивается ряд заболеваний эндокринной, опорно-двигательной и половой системы. Это, безусловно, сказывается и на здоровье будущего ребенка. У юных мам часто рождаются ослабленные, недоношенные дети с серьезными патологиями, часты выкидыши. Взрослая, здоровая женщина, как правило, переносит беременность хорошо. Важным стимулом при этом является чувство материнства, ожидание желанного ребенка.

Этапы эмбрионального развития.

Развитие ребенка в утробе матери проходит несколько этапов.

  • Развитие зародыша

Процесс оплодотворения яйцеклетки происходит в маточной трубе. С этого момента начинается развитие зародыша. Оплодотворенная яйцеклетка продвигается к матке. По пути она активно делится. К моменту проникновения в матку зародыш состоит из 32 клеток. Здесь зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки, быстро делится и растет. Из оболочек, которыми окружен зародыш, и кровеносных сосудов матки формируется специальный орган – плацента. Через плаценту зародыш получает от матери кислород и питательные вещества, отдает углекислый газ и продукты обмена. Плацента служит фильтром, отсеивающим часть вредных веществ, лекарственных препаратов, болезнетворных организмов.

Через несколько недель зародыш отделяется от плаценты и соединяется с ней посредством пуповины, где проходят кровеносные сосуды. Кровь матери и ребенка никогда не смешивается, она отделена специальной перепонкой, пропускающей газы и продукты обмена. К концу 4-й недели беременности длина тела зародыша достигает 3 мм. Появляются зачатки конечностей, ушей, чуть позже закладываются зачатки глаз и носа. Постепенно формируются системы органов. Начинает пульсировать сердце, вытягиваются конечности. Длина тела достигает 15 мм. На 6-й неделе беременности формируется нервная система. Зародыш реагирует на звуки, способен ощутить боль.

  • Развитие плода

К концу 8-й недели формируется структура тела: различаются грудная клетка, голова, глаза, уши, нос, конечности. Различимы половые органы. Длина тела достигает 2,5 см. Увеличивается объем околоплодных вод. Продолжается усложнение и совершенствование систем органов. С этого момента зародыш называется плодом. В дальнейшем продолжается его рост и развитие.

По истечении срока беременности плод созревает. Начинаются роды. Роды – это процесс выталкивания плода за счет сокращения стенок матки и мышц брюшной стенки, который регулируется гуморально. Роды длятся в норме от 1 до 12 часов. Родовые схватки очень болезненны, но в условиях современной медицины этот процесс обезболивают. К началу родов плод поворачивается вниз головой, так ему проще будет проходить через родовые пути. Шейка матки расширяется, из нее выходит слизистая пробка, предохранявшая матку от попадания инородных веществ. Во время схваток лопается околоплодный пузырь, околоплодные воды изливаются наружу. Плод продвигается по влагалищу и выходит наружу. Следом выходит плацента, также отторгнутая организмом.

Пуповина, соединяющая плод с плацентой, обрезается и пережимается. В организме ребенка моментально накапливается избыток углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Ребенок делает первый вдох, расправляются легкие. Так начинается жизнь нового человека. Роды – сложный процесс, поэтому присутствие врачей является необходимым для того, чтобы облегчить страдания матери, уменьшить травматизм матери и ребенка.

Тезисный повтор изученного материала.

УРОК № 5. Постэмбриональное развитие человека.

Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.

Развитие человека после рождения называют постэмбриональным развитием. В нем можно выделить несколько периодов.

  1. Грудной возраст.
  2. Грудным возрастом называют первый год жизни. Первый месяц жизни считается периодом новорожденности. В это время ребенок спит от кормления до кормления. Уход за ним требует внимания и заботы, стерильной чистоты и строго режима. Лучшим считается грудное вскармливание, так как только с молоком матери ребенок получает антитела, благодаря которым формируется его иммунитет. Кроме того, натуральное молоко лучше усваивается. Со второго месяца жизни детей начинают прикармливать легкоусвояемой и полезной пищей.

    На протяжении первого года жизни в организме ребенка происходят кардинальные изменения. Серьезно меняется профиль опорно-двигательной системы. Ребенок учится координировать движения, переворачиваться, держать головку, садиться, ползать, ходить, бегать. Продолжается усложнение и усовершенствование всех внутренних органов. Не менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. Он учится узнавать людей и предметы, узнает, что приятно, а что несет опасность. Начинает распознавать вкус, запахи, цвета. Затем формируются первые модели поведения. Ребенок учится улыбаться, смеяться, радоваться и, наконец, возникает способность к осмыслению действий, формируется речь. Для физического и психического здоровья ребенка важен строгий режим, полноценное питание, забота и внимание окружающих.

  3. Раннее детство.
  4. К раннему детству относят период от 1 до 3 лет. В это время ребенок активно растет и развивается как физически, так и психически. Он уже многое умеет делать самостоятельно, хорошо координирует движения, демонстрирует сложное поведение. Ребенок стремится к самоутверждению, любимое слово детей в этом возрасте: "Сам!". У ребенка вырабатываются новые двигательные навыки, он свободно манипулирует предметами, рисует, испытывает тягу к познавательной деятельности и нуждается в двигательной активности. В этот период важно не ограничивать стремление ребенка к самостоятельности, активным играм, удовлетворять его любознательность.

  5. Дошкольный период.
  6. В период с 3 до 6 лет у детей активизируется познавательная деятельность, память, мышление. В это время любимое слово: "Почему?". Продолжается развитие головного мозга, формируется внутренняя речь, признаком чего является разговор ребенка "сам с собой". У дошкольников богатая фантазия и широкий спектр эмоций. Главной деятельностью становится игра. Через нее дети познают новое, строят свои модели поведения, учатся взрослой жизни.

  7. Школьный период.

В возрасте с 6 до 17 лет происходит кардинальная перестройка всех систем жизнеобеспечения организма. В начальной школе ребенок осваивает новые навыки и умения, формирует условные рефлексы (письмо, чтение и т.д.). Сложным периодом является переход от игры как основной формы деятельности к учебе. В начальной школе продолжается физическое и психическое развитие ребенка.

С 11-13 лет в жизни начинается новый период – подростковый. Это, наверное, самое трудное время. Начинается последний этап, завершающий формирование организма. У девочек-подростков развивается мышечная система, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, увеличиваются грудные железы, начинается менструация, появляется оволосение подмышек и лобка, формируется женская фигура. Этот период характеризуется также активным ростом костей. У мальчиков-подростков происходит развитие фигуры по мужскому типу: активный рост костей, наращивание мускулатуры, оволосение подмышек, лобка, рук, ног, лица. В это же время ломается голос, формируется брюшной тип дыхания. Гормональные изменения могут проявляться в форме непроизвольной эрекции и поллюций. Поллюции – это непроизвольное семяизвержение во время сна. Как правило, их причиной является перевозбуждение нервной системы. Например, просмотр футбольного матча перед сном.

Еще одна неприятная черта этого периода – угревая сыпь, причиной которой является активизация процессов, происходящих в коже, и рост двигательной активности, вызывающей усиление потоотделения. Активизация обмена веществ в организме мальчиков и девочек в подростковом возрасте ведет к повышению двигательной активности. В этот период появляется раздражительность и немотивированная агрессивность, недовольство собой и окружающим миром. Дети становятся взрослыми.

Тезисный повтор изученного материала.

УРОК № 6. Половое созревание. Просмотр учебного видеофильма "Половое воспитание".

УРОК № 7. Заболевания половой системы. Контрацепция.

Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что всегда необходимо ответственно подходить к выбору партнера и, по возможности, исключить беспорядочные связи. Кроме того, даже в общении с постоянным партнером необходимо соблюдать гигиену и принимать меры предохранения от нежелательной беременности и заражения половыми инфекциями. Прежде чем мы перейдем к средствам контрацепции, рассмотрим основные группы заболеваний, передающихся половым путем.

    1. Инфекционные заболевания половой системы.
  • половые инфекции: гонорея, трихомоноз, хламидиоз и др.

Передаются половым путем, вызывают заболевания половых органов. Обычно проявляются покраснением половых органов, зудом, раздражением, появлением нетипичных выделений, болезненными ощущениями. Лечатся медикаментозно только врачом-специалистом.

  • воспалительные и грибковые заболевания половых органов

Как правило, являются следствием несоблюдения гигиены, а также агрессивного секса, сопровождаемого микротравмами поверхности половых органов. Причиной может стать и переохлаждение организма. Передаются половым путем. Проявляются аналогично половым инфекциям, но могут протекать бессимптомно, вызывая в дальнейшем серьезные заболевания внутренних половых органов, вплоть до импотенции и бесплодия. Лечатся медикаментозно только врачом-специалистом.

    1. Заболевания, передающиеся половым путем, но поражающие и другие системы органов: СПИД, сифилис, герпес, гепатит.

Передаются половым путем и через кровь, поражают не только половую систему, но и другие органы. Трудно поддаются лечению. СПИД неизлечим. Диагностируются и лечатся только врачом-специалистом.

Прослушивание докладов по теме "Заболевания половой системы".

Лекция. Конспектирование.

Чтобы избежать негативных последствий, необходимо использовать средства контрацепции. Одни из них предохраняют только от нежелательной беременности, другие также защищают от инфекционных заболеваний. Существует несколько групп этих средств и методов, все они имеют положительные и отрицательные стороны.

Методы контрацепции:

  • Поведенческие способы.
  • Механические способы.
  • Хирургические способы.
  • Календарные способы. Гормональные способы.
  1. Химические способы.

Тезисный повтор изученного материала.

УРОК № 8. Обобщение. Контроль и коррекция знаний.

РАЗМНОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток - начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 265-270 дней. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище "изгоняется" зрелый плод - рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.
См. также
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ;
ЭМБРИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА . Более чем в 98% случаев при зачатии происходит оплодотворение только одной яйцеклетки, что обусловливает развитие одного плода. В 1,5% случаев развиваются двойни (близнецы). Примерно в одном из 7500 случаев беременности образуются тройни.
См. также МНОГОПЛОДНЫЕ РОДЫ . Способностью к репродукции обладают только биологически зрелые индивиды. В период полового созревания (пубертатный период) происходит физиологическая перестройка организма, проявляющаяся в физических и химических изменениях, которые знаменуют наступление биологической зрелости. У девочки в этот период увеличиваются жировые отложения вокруг таза и бедер, растут и округляются молочные железы, развивается оволосение наружных половых органов и подмышек. Вскоре после появления этих, т.н. вторичных, половых признаков, устанавливается менструальный цикл. У мальчиков в процессе полового созревания заметно меняется телосложение; количество жира на животе и бедрах уменьшается, плечи становятся более широкими, снижается тембр голоса, появляются волосы на теле и лице. Сперматогенез (образование сперматозоидов) у мальчиков начинается несколько позднее, чем менструации у девочек.
РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА ЖЕНЩИН
Репродуктивные органы. Женские внутренние репродуктивные органы включают яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матку и влагалище.

ЖЕНСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ В РАЗРЕЗЕ (вид сбоку): яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матка и влагалище. Все они удерживаются связками и расположены в полости, образованной костями таза. Яичники имеют две функции: они продуцируют яйцеклетки и секретируют женские половые гормоны, регулирующие менструальный цикл и поддерживающие женские половые признаки. Функция маточных труб - проведение яйцеклетки из яичника в матку; кроме того, именно здесь происходит оплодотворение. Мышечный полый орган матка служит "колыбелью", в которой развивается плод. Оплодотворенная яйцеклетка внедряется в стенку матки, растягивающуюся по мере роста и развития плода. Нижнюю часть матки составляет ее шейка. Она вдается во влагалище, которое своим концом (преддверием) открывается наружу, обеспечивая сообщение между женскими половыми органами и внешней средой. Беременность завершается спонтанными ритмическими сокращениями матки и изгнанием плода через влагалище.




Яичники - два железистых органа весом 2-3,5 г каждый - располагаются за маткой по обе ее стороны. У новорожденной девочки каждый яичник содержит, по оценкам, примерно 700 000 незрелых яйцеклеток. Все они заключены в маленькие круглые прозрачные мешочки - фолликулы. Последние поочередно созревают, увеличиваясь в размерах. Зрелый фолликул, называемый также граафовым пузырьком, разрывается, высвобождая яйцеклетку. Этот процесс называется овуляцией. Далее яйцеклетка попадает в маточную трубу. Обычно в течение всего репродуктивного периода жизни из яичников высвобождается приблизительно 400 способных к оплодотворению яйцеклеток. Овуляция происходит ежемесячно (примерно в середине менструального цикла). Лопнувший фолликул погружается в толщу яичника, зарастает рубцовой соединительной тканью и превращается во временную эндокринную железу - т.н. желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Маточные трубы, как и яичники, - парные образования. Каждая из них тянется от яичника и соединяется с маткой (с двух разных сторон). Длина труб примерно 8 см; они слегка изгибаются. Просвет труб переходит в полость матки. Стенки труб содержат внутренний и наружный слои гладкомышечных волокон, которые постоянно ритмически сокращаются, что обеспечивает волнообразные движения труб. Изнутри стенки труб выстланы тонкой оболочкой, содержащей реснитчатые (мерцательные) клетки. Как только яйцо попадает в трубу, эти клетки, наряду с мышечными сокращениями стенок, обеспечивают его перемещение в полость матки. Матка представляет собой полый мышечный орган, расположенный в тазовом отделе брюшной полости. Ее размеры - примерно 8ґ5ґ2,5 см. Сверху в нее входят трубы, а снизу ее полость сообщается с влагалищем. Главная часть матки называется телом. Небеременная матка имеет лишь щелевидную полость. Нижняя часть матки, шейка, длиной около 2,5 см, вдается во влагалище, куда открывается ее полость, называемая шеечным каналом. При попадании в матку оплодотворенная яйцеклетка погружается в ее стенку, где и развивается в течение всей беременности. Влагалище - полое цилиндрическое образование длиной 7-9 см. Оно соединено с шейкой матки по ее окружности и выходит к наружным половым органам. Основные его функции - отток менструальной крови наружу, прием мужского полового органа и мужского семени при совокуплении и обеспечение прохода для рождающегося плода. У девственниц наружный вход во влагалище частично закрыт складкой ткани в форме полумесяца, девственной плевой. Эта складка, как правило, оставляет достаточно места для оттока менструальной крови; после первого совокупления отверстие влагалища расширяется.
Молочные железы. Полноценное (зрелое) молоко у женщин обычно появляется примерно на 4-5-й день после родов. Когда ребенок сосет грудь, возникает дополнительный мощный рефлекторный стимул к выработке железами молока (лактации).
См. также МОЛОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА . Менструальный цикл устанавливается вскоре после начала полового созревания под влиянием гормонов, вырабатываемых эндокринными железами. На ранних этапах полового созревания гормоны гипофиза инициируют активность яичников, запуская комплекс процессов, протекающих в женском организме от пубертатного периода до менопаузы, т.е. на протяжении примерно 35 лет. Гипофиз циклически секретирует три гормона, которые участвуют в процессе репродукции. Первый - фолликулостимулирующий гормон - обусловливает развитие и созревание фолликула; второй - лютеинизирующий гормон - стимулирует синтез половых гормонов в фолликулах и инициирует овуляцию; третий - пролактин - подготавливает молочные железы к лактации. Под влиянием двух первых гормонов фолликул растет, его клетки делятся, и в нем образуется крупная заполненная жидкостью полость, в которой находится ооцит (см. также ЭМБРИОЛОГИЯ). Рост и активность фолликулярных клеток сопровождаются секрецией ими эстрогенов, или женских половых гормонов. Эти гормоны можно обнаружить как в фолликулярной жидкости, так и в крови. Термин эстроген происходит от греческого oistros ("неистовство") и применяется для обозначения группы соединений, способных вызывать у животных эструс ("течку"). Эстрогены присутствуют не только в организме человека, но и у других млекопитающих. Лютеинизирующий гормон стимулирует разрыв фолликула и высвобождение яйцеклетки. После этого клетки фолликула претерпевают значительные изменения, и из них развивается новая структура - желтое тело. Под действием лютеинизирующего гормона оно, в свою очередь, вырабатывает гормон прогестерон. Прогестерон тормозит секреторную активность гипофиза и изменяет состояние слизистой (эндометрия) матки, подготавливая ее к приему оплодотворенного яйца, которое должно внедриться (имплантироваться) в стенку матки для последующего развития. В результате стенка матки существенно утолщается, ее слизистая, содержащая много гликогена и богатая кровеносными сосудами, создает благоприятные условия для развития зародыша. Координированное действие эстрогенов и прогестерона обеспечивает формирование необходимой для выживания зародыша среды и сохранение беременности. Гипофиз стимулирует активность яичников приблизительно каждые четыре недели (овуляторный цикл). Если оплодотворение не происходит, большая часть слизистой вместе с кровью отторгается и через шейку матки попадает во влагалище. Такие циклически повторяющиеся кровянистые выделения называют менструациями. У большинства женщин период кровотечений наступает примерно через каждые 27-30 дней и продолжается 3-5 дней. Весь цикл, заканчивающийся отторжением слизистой оболочки матки, называется менструальным циклом. Он регулярно повторяется на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины. Первые после полового созревания менструации могут быть нерегулярными, и во многих случаях им не предшествует овуляция. Менструальные циклы без овуляции, часто встречающиеся у молодых девушек, называют ановуляторными. Менструация - вовсе не выброс "испорченной" крови. На самом деле, выделения содержат весьма небольшие количества крови, смешанной со слизью и тканью слизистой оболочки матки. Количество крови, теряемое во время менструации, у разных женщин различно, но в среднем не превышает 5-8 столовых ложек. Иногда незначительное кровотечение возникает в середине цикла, что часто сопровождается легкими болями в животе, характерными для овуляции. Такие боли называют mittelschmerz (нем. "срединные боли"). Боли, испытываемые при менструации, называют дисменореей. Обычно дисменорея возникает в самом начале менструаций и продолжается 1-2 дня.


МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. На схеме показаны основные морфологические и физиологические изменения, формирующие менструальный цикл. Они затрагивают три органа: 1) гипофиз, эндокринную железу, расположенную у основания головного мозга; гипофиз секретирует гормоны, регулирующие и координирующие весь цикл; 2) яичники, которые вырабатывают яйцеклетки и секретируют женские половые гормоны; 3) матку, мышечный орган, слизистая которого (эндометрий), обильно снабжаемая кровью, создает среду для развития оплодотворенной яйцеклетки. Если яйцеклетка остается неоплодотворенной, происходит отторжение слизистой, что и является источником менструального кровотечения. Все изображенные на схеме процессы и временные интервалы варьируют у разных женщин и даже у одной и той же женщины в разные месяцы в зависимости от ее физического и психологического состояния. ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) секретируется передней долей гипофиза в кровь примерно на 5-й день цикла. Под его влиянием в яичнике происходит созревание фолликула, содержащего яйцеклетку. Гормоны яичников, эстрогены, стимулируют развитие губчатой выстилки матки, эндометрия. По мере возрастания уровня эстрогенов в крови секреция ФСГ гипофизом снижается и примерно на 10-й день цикла повышается секреция ЛГ (лютеинизирующего гормона). Под влиянием ЛГ полностью созревший фолликул разрывается, высвобождая яйцеклетку. Этот процесс, называемый овуляцией, приходится обычно на 14-й день цикла. Вскоре после овуляции гипофиз начинает активно секретировать третий гормон, пролактин, который влияет на состояние молочных желез. В яичниках вскрывшийся фолликул превращается в крупное желтое тело, которое почти сразу же начинает производить большое количество эстрогенов, а затем и прогестерона. Эстрогены вызывают разрастание эндометрия, богатого кровеносными сосудами, а прогестерон - развитие и секреторную активность содержащихся в слизистой желез. Повышение уровня прогестерона в крови тормозит продукцию ЛГ и ФСГ. Если оплодотворение не произошло, желтое тело подвергается обратному развитию и секреция прогестерона резко снижается. В отсутствие достаточного количества прогестерона эндометрий отторгается, что и приводит к началу менструации. Считается, что снижение уровня прогестерона разрешает секрецию ФСГ гипофизом и тем самым запускает следующий цикл.

Беременность. Выход яйцеклетки из фолликула в большинстве случаев происходит примерно в середине менструального цикла, т.е. на 10-15 день после первого дня предшествующей менструации. В течение 4 суток яйцеклетка продвигается по маточной трубе. Зачатие, т.е. оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, происходит в верхней части трубы. Здесь же начинается развитие оплодотворенной яйцеклетки. Затем она постепенно спускается по трубе в полость матки, где в течение 3-4 дней находится в свободном виде, а потом внедряется в стенку матки, и из нее развиваются зародыш и такие структуры, как плацента, пуповина и т.п. Беременность сопровождается многими физическими и физиологическими изменениями в организме. Прекращаются менструации, резко увеличиваются размеры и масса матки, набухают молочные железы, в которых идет подготовка к лактации. Во время беременности объем циркулирующей крови превышает исходный на 50%, что значительно увеличивает работу сердца. В целом, период беременности - тяжелая физическая нагрузка. Беременность завершается изгнанием плода через влагалище. После родов, примерно спустя 6 недель, размеры матки возвращаются к исходным.
Менопауза. Термин "менопауза" составлен из греческих слов meno ("ежемесячно") и pausis ("прекращение"). Таким образом, менопауза означает прекращение менструаций. Весь период угасания половых функций, включая менопаузу, называют климаксом. Менструации прекращаются и после хирургического удаления обоих яичников, производимого при некоторых заболеваниях. Воздействие на яичники ионизирующего излучения также может приводить к прекращению их активности и менопаузе. Примерно у 90% женщин менструации прекращаются в возрасте между 45 и 50 годами. Это может происходить резко либо постепенно на протяжении многих месяцев, когда менструации становятся нерегулярными, увеличиваются интервалы между ними, постепенно укорачиваются сами периоды кровотечений и уменьшается количество теряемой крови. Иногда менопауза наступает у женщин, не достигших и 40-летнего возраста. Столь же редко встречаются женщины с регулярными менструациями в 55 лет. Любое кровотечение из влагалища, наступившее после менопаузы, требует немедленного обращения к врачу.
Симптомы климакса. В период прекращения менструаций или непосредственно перед ним у многих женщин развивается сложный комплекс симптомов, составляющих в совокупности т.н. менопаузный синдром. Он складывается из различного сочетания следующих симптомов: "приливы" (внезапное покраснение или ощущение жара в шее и голове), головные боли, головокружения, раздражительность, психическая неустойчивость и боли в суставах. Большинство женщин жалуются лишь на "приливы", которые могут возникать по несколько раз в сутки и обычно тяжелее ощущаются по ночам. Примерно 15% женщин не ощущают ничего, отмечая лишь прекращение менструаций, и сохраняют прекрасное здоровье. Многие женщины неправильно представляют себе, чего следует ожидать от менопаузы и климакса. Их тревожит возможность потери сексуальной привлекательности или внезапного прекращения половой жизни. Некоторые опасаются психических расстройств или общего увядания. Эти страхи основаны преимущественно на слухах, а не на медицинских фактах.
РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА МУЖЧИН
Функция размножения у мужчин сводится к выработке достаточного числа сперматозоидов, обладающих нормальной подвижностью и способных оплодотворять зрелые яйцеклетки. Мужские половые органы включают яички (семенники) с их протоками, половой член, а также вспомогательный орган - предстательную железу.



Яички (семенники, тестикулы) - парные железы овальной формы; каждая из них весит 10-14 г и подвешена в мошонке на семенном канатике. Яичко состоит из большого числа семенных канальцев, которые, сливаясь, образуют придаток яичка - эпидидимис. Это продолговатое тельце, примыкающее к верхней части каждого яичка. Яички секретируют мужские половые гормоны, андрогены, и вырабатывают сперму, содержащую мужские половые клетки - сперматозоиды. Сперматозоиды представляют собой мелкие очень подвижные клетки, состоящие из головки, несущей ядро, шейки, тела и жгутика, или хвоста (см. СПЕРМАТОЗОИД). Они развиваются из специальных клеток в тонких извитых семенных канальцах. Созревающие сперматозоиды (т.н. сперматоциты) перемещаются из этих канальцев в более крупные протоки, впадающие в спиральные трубочки (выносящие, или экскреторные, канальцы). Из них сперматоциты попадают в эпидидимис, где завершается их превращение в сперматозоиды. Эпидидимис содержит проток, открывающийся в семявыносящий проток яичка, а тот, соединяясь с семенным пузырьком, образует эякуляторный (семявыбрасывающий) проток предстательной железы. В момент оргазма сперматозоиды вместе с жидкостью, вырабатываемой клетками предстательной железы, семявыносящего протока, семенного пузырька и слизистых желез, выбрасываются из семенного пузырька в эякуляторный проток и далее в мочеиспускательный канал полового члена. В норме объем эякулята (семени) равен 2,5-3 мл, причем в каждом миллилитре содержится более 100 млн. сперматозоидов.
Оплодотворение. Попав во влагалище, сперматозоиды с помощью движений хвоста, а также благодаря сокращению стенок влагалища перемещаются примерно за 6 часов в маточные трубы. Хаотическое движение миллионов сперматозоидов в трубах создает возможность их контакта с яйцеклеткой, и если один из них проникает в нее, ядра двух клеток сливаются и оплодотворение завершается.
БЕСПЛОДИЕ
Бесплодие, или неспособность к репродукции, может быть связано со многими причинами. Лишь в редких случаях оно обусловлено отсутствием яйцеклеток или сперматозоидов.
Женское бесплодие. Способность женщины к зачатию непосредственно связана с возрастом, общим состоянием здоровья, стадией менструального цикла, а также с психологическим настроем и отсутствием нервного напряжения. Физиологические причины бесплодия у женщин включают отсутствие овуляции, неготовность эндометрия матки, инфекции половых путей, сужение или непроходимость маточных труб, а также врожденные аномалии репродуктивных органов. К бесплодию могут приводить и другие патологические состояния, если их не лечить, в том числе различные хронические заболевания, нарушения питания, анемия и эндокринные расстройства.
Диагностические пробы. Выяснение причины бесплодия требует полного врачебного обследования и диагностических лабораторных анализов. Проходимость маточных труб проверяют путем их продувания. Для оценки состояния эндометрия производят его биопсию (изъятие небольшого кусочка ткани) с последующим микроскопическим исследованием. О функции органов размножения можно судить по анализам уровня гормонов в крови.
Мужское бесплодие. Если в пробе спермы содержание аномальных сперматозоидов превышает 25%, оплодотворение происходит редко. В норме через 3 часа после эякуляции достаточную подвижность сохраняют около 80% сперматозоидов, а через 24 часа лишь немногие из них обнаруживают вялые движения. Примерно 10% мужчин страдают бесплодием, обусловленным недостаточностью спермы. У таких мужчин обычно выявляется один или несколько из следующих дефектов: малое число сперматозоидов, большое количество их аномальных форм, снижение или полное отсутствие подвижности сперматозоидов, малый объем эякулята. Причиной бесплодия (стерильности) может быть воспаление яичек, вызванное эпидемическим паротитом (свинкой). Если к началу полового созревания яички все еще не опустились в мошонку, клетки, из которых образуются сперматозоиды, могут оказаться необратимо поврежденными. Оттоку семенной жидкости и перемещению сперматозоидов препятствует непроходимость семенных пузырьков. Наконец, фертильность (способность к размножению) может снижаться в результате инфекционных заболеваний или эндокринных нарушений.
Диагностические пробы. В пробах спермы определяют общее число сперматозоидов, количество нормальных форм и их подвижность, а также объем эякулята. Для микроскопического исследования ткани яичек и состояния клеток канальцев производят биопсию. О секреции гормонов можно судить, определяя их концентрацию в моче.
Психологическое (функциональное) бесплодие. На фертильность влияют и эмоциональные факторы. Считается, что состояние тревоги может сопровождаться спазмом труб, который препятствует прохождению яйцеклетки и сперматозоидов. Преодоление чувства напряжения и тревоги у женщин во многих случаях создает условия для успешного зачатия.
Лечение и исследования. В лечении бесплодия достигнут большой прогресс. Современные методы гормональной терапии позволяют стимулировать сперматогенез у мужчин и овуляцию у женщин. С помощью специальных инструментов можно и без хирургического вмешательства осматривать тазовые органы с целью диагностики, а новые микрохирургические методы дают возможность восстанавливать проходимость труб и протоков. Оплодотворение in vitro (экстракорпоральное оплодотворение). Выдающимся событием в области борьбы с бесплодием стало рождение в 1978 первого ребенка, развившегося из яйцеклетки, оплодотворенной вне организма матери, т.е. экстракорпорально. Этим "пробирочным" ребенком была дочь Лесли и Гилберта Браунов, родившаяся в Олдеме (Великобритания). Ее рождение завершило годы исследовательской работы двух британских ученых, гинеколога П.Стептоу и физиолога Р.Эдвардса. Из-за патологии маточных труб женщина не могла забеременеть в течение 9 лет. Чтобы обойти это препятствие, яйцеклетки, взятые из ее яичника, поместили в пробирку, где их оплодотворили путем добавления спермы мужа, а затем инкубировали в специальных условиях. Когда оплодотворенные яйцеклетки начали делиться, одну из них перенесли в матку матери, где произошла имплантация и продолжилось естественное развитие зародыша. Родившийся с помощью кесарева сечения ребенок был нормальным во всех отношениях. После этого оплодотворение in vitro (буквально "в стекле") получило широкое распространение. В настоящее время подобная помощь бесплодным парам оказывается во многих клиниках различных стран и в результате появились уже тысячи "пробирочных" детей.



Замораживание эмбрионов. Недавно был предложен модифицированный способ, породивший ряд этических и юридических проблем: замораживание оплодотворенных яйцеклеток для последующего использования. Эта методика, разработанная главным образом в Австралии, позволяет женщине избежать повторных процедур по получению яйцеклеток, если первая попытка имплантации не удалось. Она дает также возможность имплантировать эмбрион в матку в подходящий момент менструального цикла женщины. Замораживание эмбриона (на самых начальных стадиях развития) с последующим его оттаиванием тоже позволяет добиться успешной беременности и родов.
Перенос яйцеклетки. В первой половине 1980-х годов был разработан еще один перспективный метод борьбы с бесплодием, получивший название переноса яйцеклетки, или оплодотворения in vivo - буквально "в живом" (организме). Этот способ предусматривает искусственное осеменение женщины, согласившейся стать донором, сперматозоидами будущего отца. Через несколько дней оплодотворенное яйцо, представляющее собой крошечный зародыш (эмбрион), осторожно вымывают из матки донора и помещают в матку будущей матери, которая вынашивает плод и рожает. В январе 1984 в США родился первый ребенок, развившийся после переноса яйцеклетки. Перенос яйцеклетки - нехирургическая манипуляция; ее можно проводить в кабинете врача без анестезии. Этот способ может помочь женщинам, у которых не вырабатываются яйцеклетки или имеются генетические нарушения. Его можно использовать также при непроходимости маточных труб, если женщина не хочет подвергаться повторным процедурам, часто требующимся при оплодотворении in vitro. Однако ребенок, родившийся таким образом, не наследует гены выносившей его матери.
См. также
Поделиться