Сказка Стойкий оловянный солдатик читать. Почему солдатик не крикнул, когда вышли его искать мальчик и служанка. Кто вытащил стойкого оловянного солдатика из рыбы. Г.Х Кто вытащил стойкого оловянного солдатика из рыбы

Тест по литературному чтению

по сказке Г.Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

1.Сколько оловянных солдатиков было на свете?

а) 10; б) 15; в) 25.

2. На какое торжество подарили мальчику оловянных солдатиков?

а) на День рождения; б) на Рождество; в) на Новый год.

3. Чем отличался Герой сказки от других солдатиков из коробки?

Он был __________________________________________________.

4. Кем была девочка из чудесного картонного дворца?

а) балериной; б) танцовщицей; в) плясуньей.

5. Как заговорила канарейка от ночного шума и гама, созданного ожившими игрушками?

а) прозой; б) стихами; в) поговорками.

6. Почему стойкий оловянный солдатик считал неприличным кричать на улице?

а) он носил мундир; б) у него было ружье; в) он боялся.

7. Что попросила большая водяная крыса у стойкого оловянного солдатика?

а) пропуск; б) пароль; в) паспорт.

8. Какая беда приключилась с солдатиком в большом канале?

_______________________________________________________________

9. Чего не было в печке, которую на следующий день чистила служанка?

а) брошки; б) оловянного сердечка; в) табакерки.

10. Определите, что является фантастическим, а что реальным в сказке Андерсена?

Фантастическое

  • Одноногий оловянный солдатик
  • Игрушки играли в гости, войну, устроили бал.
  • Большая водяная крыса.
  • «Вот бы такую жену!» - подумал оловянный солдатик.

Стойкий оловянный солдатик - произведение Г. Х. Андерсена, знаменитое на весь мир и любимое сотнями детей. В нём рассказывается об оловянном солдатике, на которого не хватило немного олова, и он остался одноногим. Это не помешало ему быть отличным ратником. Когда коробку с оловянными солдатиками подарили мальчику, он расставил их на столе. Здесь одноногий солдат увидел прекрасную бумажную танцовщицу, и всё время смотрел на неё, а она на него. Это не понравилось злобному троллю, и он навлёк на солдатика немало бед. Чем закончилась история, узнайте вместе с ребёнком из сказки о любви, добре и зле, стойкости и вере в собственные силы.

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки. Ружье на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир-то какой великолепный — красный с синим! Лежали они в коробке, и когда крышку сняли, первое, что они услышали, было:

— Ой, оловянные солдатики!

Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе.

Все солдатики оказались совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух, и вот с ним-то и приключится замечательная история.

На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но самым приметным был красивый дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было заглянуть прямо в залы. Перед дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали восковые лебеди и гляделись в него.

Все это было куда как мило, но милее всего была девушка, стоявшая в дверях замка. Она тоже была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блестка не меньше головы самой девушки. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки, — она была танцовщица, — а другую вскинула так высоко, что оловянный солдатик и не видел ее, а потому решил, что она тоже одноногая, как и он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!»

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.

Вечером всех остальных оловянных солдатиков, кроме него одного, водворили в коробку, и люди в доме легли спать. А игрушки сами стали играть — и в гости, и в войну, и в бал. Оловянные солдатики ворошились в коробке — ведь им тоже хотелось играть, — да не могли поднять крышку. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске. Поднялся такой шум и гам, что канарейка проснулась да как засвистит, и не просто, а стихами! Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Она по-прежнему стояла на одном носке, протянув руки вперед, а он браво стоял на своей единственной ноге и не сводил с нее глаз.
Вот пробило двенадцать, и — щелк! — крышка табакерки отскочила, только в ней оказался не табак, нет, а маленький черный тролль. Табакерка-то была с фокусом.

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — не смотри куда не надо!

Но оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит.

— Ну погоди же, вот наступит утро! — сказал тролль.

И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется, и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа! Это был ужасный полет. Солдатик взбросил негу в воздух, воткнулся каской и штыком между камнями мостовой, да так и застрял вниз головой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали искать его, но никак не могли увидеть, хотя чуть не наступали на него ногами. Крикни он им: «Я тут!» — они, наверное, и нашли бы его, да только не пристало солдату кричать во все горло — ведь на нем был мундир.

Начал накрапывать дождь, капли падали все чаще, и наконец хлынул настоящий ливень. Когда он кончился, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди-ка! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Давай отправим его в плаванье!

И они сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве. Мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Батюшки, какие волны ходили по канаве, какое стремительное было течение! Еще бы, после такого ливня!

Кораблик бросало то вверх, то вниз и вертело так, что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко — ружье на плече, голова прямо, грудь вперед.
Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несет? — думал он. — Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!»
Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками.

— Паспорт есть? — Спросила она. — Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам:

— Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!
Но течение становилось все сильнее и сильнее, и оловянный солдатик уже видел впереди свет, как вдруг раздался такой шум, что испугался бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика водосточная канава впадала в большой канал. Для солдатика это было так же опасно, как для нас нестись в лодке к большому водопаду.

Вот канал уже совсем близко, остановиться невозможно. Кораблик вынесло из-под мостка, бедняга держался, как только мог, и даже глазом не моргнул. Кораблик развернуло три, четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть.
Солдатик оказался по шею в воде, а кораблик погружался все глубже и глубже, бумага размокала. Вот вода покрыла солдатика с головой, и тут он подумал о прелестной маленькой танцовщице — не видать ему ее больше. В ушах у него зазвучало:

Вперед стремись, воитель,
Тебя настигнет смерть!

Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну, но в ту же минуту его проглотила большая рыба.

Ах, как темно было внутри, еще хуже, чем под мостком через водосточную канаву, да еще и тесно в придачу! Но оловянный солдатик не потерял мужества и лежал растянувшись во весь рост, не выпуская из рук ружья…

Рыба заходила кругами, стала выделывать самые диковинные скачки. Вдруг она замерла, в нее точно молния ударила. Блеснул свет, и кто-то крикнул:

«Оловянный солдатик!» Оказывается, рыбу поймали, привезли на рынок, продали, принесли на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом.

Затем кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и принесла в комнату. Всем хотелось посмотреть на такого замечательного человечка — еще бы, он проделал путешествие в брюхе рыбы! Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — каких только чудес не бывает на свете! — он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, на столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ноге, высоко вскинув другую, — она тоже была стойкая. Солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы не пригоже. Он смотрел на нее, она на него, но они не сказали друг другу ни слова.

Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.

Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь — он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего — от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.

Цель: Продолжать развивать интерес к чтению у детей

Познакомить учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Направить воспитательный акцент на утверждение общечеловеческих ценностей

Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников

Методическое сопровождение презентации

1(Портрет Андерсена)

У каждого народа, населяющего нашу планету, во все времена в почёте были мужская доблесть, честь и отвага, верность своему слову, готовность защитить своих близких от опасности и стойкость в преодолении жизненных трудностей. Всеми этими качествами должны обладать те, кто составляет сильную и боеспособную армию. Это и солдаты, и офицеры. Именно их мы и называем защитниками Отечества. Возможно, кто-то из вас в будущем посвятит себя профессии военного, а пока…всех вас мы приглашаем отправиться в путешествие, где вы встретитесь с очень смелым и очень стойким солдатом. Эту сказку сочинил замечательный сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

Обложка

(Книга-юбиляр:175 лет)

Вы, наверное, уже догадались, как называется эта сказка?

(Стойкий оловянный солдатик)

Этой сказке в этом году исполнилось 175 лет.

(Коробка красочная)

А началась эта история обыкновенно….Одному маленькому мальчику на день рождения сделали подарок. Желаете посмотреть, что внутри? Тогда отгадайте загадку:

«На посту и в дождь, и в град,

В бой за нас пойдёт…» (солдат)

Сколько было солдатиков?

Двадцать пять солдатиков! Ребята, посмотрите, солдатики у нас одинаковые? Сейчас мне потребуется ваша помощь. Если безногому солдатику мы помочь не в силах, то остальным поможем.

Задание (раскрасить солдатиков)

Именно солдатик, у которого одна нога, оказался самым замечательным из всех.

Дворец

Озеро

Деревца

(поставить лебедей )

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона. А перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением бумажные лебеди.

Посмотрите внимательно, чего нет на слайде? (лебедей)

Да, но нашему солдатику милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей, - а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её не увидел и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

Из 4 кукол

выбирают одну

Ребята, вы внимательно слушали описание внешности танцовщицы? Выберите из пяти ту, которая больше всего походит на возлюбленную нашего солдатика.

Наутро кто-то переставил его на окно. Окно распахнулось, и солдатик полетел вниз с третьего этажа. Через минуту он уже лежал на мостовой кверху ногой.

Прошёл сильный ливень. И только когда ливень прекратился, двое уличных мальчишек случайно наткнулись на солдатика.

Найдя солдатика, мальчики решили отправить его в плавание. Они сделали из газетной бумаги лодку, посадили туда солдатика и пустили в канаву.

Течение понесло солдатика. «Куда меня несёт? – думал он. В эту минуту откуда-то выскочило большое животное.

Постепенно открывается изображение крысы. Побеждает тот, кто сможет отгадать животное с наименьшим количеством открытых карточек

Кто это, отгадайте.

Лодку несло всё быстрее, а крыса плыла за ней вдогонку. У-у, как она скрежетала зубами.

Лодку несло всё быстрее и быстрее, и солдатик вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. У конца мостика вода из канавки устремлялась в большой канал! Лодка с солдатиком скользнула вниз. Бедняга держался по-прежнему стойко. Лодка завертелась… Раз – два – наполнилась водой до краёв и стала тонуть.

Солдатик очутился по горло в воде. Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше её! Оловянный солдатик ещё немного и потонул бы, но в этот момент… его проглотила рыба.

Давайте поможем поймать рыбу, чтобы помочь солдатику выбраться из неё Физкультминутка:

Слайд

Рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню в тот же самый дом. И когда кухарка распорола брюхо рыбы большим ножом, то очень удивилась, увидев солдатика. Его принесли в комнату и все домашние сбежались посмотреть на замечательного путешественника.

Солдатик смотрел на танцовщицу, она на него, но они не обменялись ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил солдатика и ни с того, ни с сего швырнул его прямо в печку. Солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви – он и сам не знал. Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но всё ещё держался стойко.

Вдруг дверь в комнате распахнулась, и ветер подхватил танцовщицу, и она порхнула прямо в печку к солдатику, и вспыхнула разом – и конец! А солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла от танцовщицы брошку, обгоревшую и почерневшую, как уголь, и маленькое оловянное сердечко – всё, что осталось от солдатика.

Вот и вся история про стойкого оловянного солдатика.

Она закончилась печально.

    Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

(грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время радостно от светлой любви солдатика и танцовщицы.)

Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

( Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он).

Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

( Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.)

Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали.

Какая игрушка вам не нравится?

( Чёрный тролль из табакерки. Он угрожает солдатику. «Чего глядишь, куда не надо) .

Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

( Наверно тролль считает себя «крутой» игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё).

Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

(Табакерка наверно была красивая)

И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

( Злые мысли. Злые, некрасивые поступки ).

Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен.

Как проходил все испытания солдатик?

(Он переживал, боялся, но всё таки стойко выносил все испытания.)

Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

( Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.)

Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

( Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу .)

У этой сказки два настроения: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

( Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.)

Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

Коробка, мальчик,

Дворец, танцовщица, дождь, мальчишки, кораблик,крыса,водопад,рыба, огонь.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили сказку.

    Вам необходимо расположить по порядку картинки, на которых нарисованы предметы и явления, с которыми оловянный солдатик встречался.

    Назовите, пожалуйста, те изображения, которые представляли для солдатика опасность (крыса, водопад, рыба, огонь)

    Назовите то приятное, что вспоминал солдатик на протяжении всего опасного приключения, то, воспоминания о чём придавали ему храбрости(танцовщица)

Правильно. Это танцовщица. Любой солдат будет вдвойне храбрым, если будет знать, что дома его любят и ждут.

Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?

Портрет писателя

Наша встреча со сказкой подошла к концу. Если она вам понравилась, то вы можете к ней вернуться, взяв книгу в библиотеке.

Напомню, написал её (?) И называется она (?) И мы надеемся, что ваше знакомство с замечательными сказками Х.К.Андерсена будет продолжаться.

Сказка Стойкий оловянный солдатик читать:

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей, - а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! - подумал он. - Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки - они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! - табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

Оловянный солдатик, - сказал тролль, - нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

Ну постой же! - сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг - по милости ли тролля или от сквозняка - окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, - только в ушах засвистело! Минута - и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» - они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец, хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

Гляди! - сказал один. - Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку.

Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, - не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? - думал он. - Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица - по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

Паспорт есть? - спросила она. - Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два - наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:

Вперёд стремись, о воин,

И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и - чего-чего не бывает на свете! - он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и - конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке; ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: "Ах, оловянные солдатики!" Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех. На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Все это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей, - а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик ее и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он. "Вот бы мне такую жену! - подумал он. - Только она, как видно, из знатных, живет во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться все же не мешает". И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая все стояла на одной ноге, не теряя равновесия. Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки - они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да еще стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по- прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперед, он бодро стоял под ружьем и не сводил с нее глаз. Пробило двенадцать. Щелк! - табакерка раскрылась. Там не было табаку, а сидел маленький черный тролль; табакерка-то была с фокусом! - Оловянный солдатик, - сказал тролль, - нечего тебе заглядываться! Оловянный солдатик будто и не слыхал. - Ну постой же! - сказал тролль. Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно. Вдруг - по милости ли тролля или от сквозняка - окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, - только в ушах засвистело! Минута - и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружье застряли между камнями мостовой. Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и все-таки не замечали его. Закричи он им: "Я тут!" - они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице: он ведь носил мундир! Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек. - Гляди! - сказал один. - Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание! И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канаву. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, - не мудрено после такого ливня! Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружье на плече, голова прямо, грудь вперед! Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку. "Куда меня несет? - думал он. - Да, это все штуки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица - по мне, будь хоть вдвое темнее! В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса. - Паспорт есть? - спросила она. - Давай паспорт! Но оловянный солдатик молчал и еще крепче сжимал ружье. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам: - Держи, держи его! Он не внес пошлины, не показал паспорта! Но течение несло лодку все быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже видел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремлялась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду. Но солдатика несло все дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась... Раз, два - наполнилась водой до краев и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше... вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему ее больше. В ушах у него звучало: Вперед стремись, о воин, И смерть спокойно встреть! Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба. Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да еще страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружье. Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в нее ударила молния. Блеснул свет, и кто-то закричал - "Оловянный солдатик!" Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и - чего-чего не бывает на свете! - он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей! Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на нее, она на него, но они не обмолвились ни словом. Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверное, это все тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем, ему было ужасно жарко, от огня или от любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает отчего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко, с ружьем на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и - конец! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

Страница 19 из 22


Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Однажды, когда Андерсен шел по одной из узких копенгагенских улиц, к нему подбежал маленький мальчик и, сунув ему в руку оловянного солдатика, стремительно убежал. Вполне возможно, что именно в этот момент сказочник услышал голос новой сказки, историю о том, как...
Жили-были двадцать пять оловянных солдатиков. Жили они в коробке, где было темно и тесно. Но однажды коробка открылась и мальчик, которому их подарили, увидел, что один солдатик не такой, как все. Нет, он был так же красив, как и его братья: ружье на плече, ладный мундир, взгляд устремлён вперёд. Но его отливали последним, олова не хватило и оказалось, что у него только одна нога. Впрочем, и на одной ноге он стоял так же твердо, как другие на двух. И скоро вы в этом убедитесь.
Кроме солдатиков на столе было много самых разных подарков. Красивее всех был картонный замок, около которого стояла очаровательная девушка. Она была танцовщица, поэтому стояла на одной ножке, протянув руки вперёд, никогда не теряя при этом равновесия. Девушка была так прекрасна, что солдатик невольно подумал: «Вот бы мне такую жену!» Тут-то, всё и началось... Нет, не случайно у оловянного солдатика оказалась только одна нога. Что кроме беспримерной стойкости (ведь устоять на одной ноге гораздо труднее) могло доказать прекрасной танцовщице, как сильно он её полюбил. И во всех испытаниях, которые выпали на его долю, он держался стойко, сжимая в руках ружьё.
Многие из вас, наверняка, обратили внимание, что жизненную стойкость проявляют у Андерсена персонажи совсем не героические: гадкий утёнок, Дюймовочка... теперь вот оловянный солдатик. Таким образом, Андерсен подталкивает читателей к очень важной для него мысли: как же, глядя на них, должны вести себя мы – большие и сильные.
Тем временем, в сказку вторгается случай (традиционный сказочный прием). Рыбу, которая проглотила солдатика, когда он выпал из окна и его носило по бурной реке, купили на рынке, и оловянный солдатик вновь оказался на том же столе, среди тех же игрушек. На пороге картонного замка по-прежнему стояла прекрасная танцовщица. И всё так же простирала руки, будто призывала солдатика скорее вернуться. И он вернулся. Все бы закончилось хорошо, если бы ни проделки чёрного тролля, которому тоже приглянулась прекрасная танцовщица. Тролль неожиданно выскочил из стоящей на столе табакерки и закричал: «Перестань пучить глаза на то, что не про твою честь!» И хотя оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит, тролль угрожающе закричал: «Ну, погоди! Придёт утро, увидишь!» Этот традиционный для народных скандинавских преданий персонаж в авторской сказке по-прежнему остаётся носителем зла, но одновременно превращается в обычную механическую игрушку. В сказках, для которых характерно сплетение фантастического с реальным, часто необычное становится обычным, а повседневное превращается в сказочное.
Обратите внимание на то, что Андерсен нигде не переступает грань, за которой игрушечный солдатик перестаёт быть игрушкой. Оживления или превращения (традиционных для народной сказки) не происходит, но присущая поэтике Андерсена двойственность проявляется постоянно. Ему важно не просто наделить игрушку человеческими свойствами, но человеческое в игрушке поставить выше «игрушечного». Попробуйте мысленно убрать эту двойственность и вся история про оловянного солдатика потеряет всю загадочную привлекательность и драматизм.
«Вы создали новый, поразительный мир поэзии... – говорил Андерсену известный норвежский фольклорист My, – Вы смогли вложить в него ясное, современное мировоззрение. Потому-то сказки Ваши стали картинками жизни, в которых отражены вечные истины».
Сам Андерсен полагал, что подлинный сказочник должен уметь вложить в сказку трагическое и комическое, наивное и юмористическое. А мы, перечитывая эти сказки заново, всего лишь быть готовы прочувствовать всё это в полной мере. Нужна ли детям наша поддержка?
Н.А. Добролюбов, высоко ценивший андерсеновские сказки, полагал, что они сами по себе благотворно действуют на сердца детей, наводят их на размышления свободно и естественно, безо всякой натяжки, потому что лишены «нравоучительного хвостика».
Как сохранить в педагогической работе эту свободу и естественность? Поначалу попросим детей обнаружить столь важную для поэтики Андерсена двойственность: найти в тексте моменты, когда игрушечный солдатик чувствует и думает по-человечески, оставаясь при этом игрушкой. (Когда начинаешь понимать автора глубже, он становятся тебе и по-человечески ближе). К примеру, когда солдатик, случайно выпав из окна, полетел кувырком с третьего этажа, то он мог бы крикнуть детям, которые его искали: «Я тут!», однако «он считал неприличным громко кричать на улице, будучи в мундире». И он молчал. А когда после возвращения он вновь увидел прелестную маленькую танцовщицу, то так растрогался, что «из глаз его чуть не покатились оловянные слёзы», но он вспомнил тут же, что «солдату плакать не полагается». Не закричал. Не заплакал. - Что ещё? Таким образом, он остаётся игрушкой, но проявив вовсе не игрушечное, а человеческое достоинство, остаётся верен себе.
Существует и ещё один верный путь, способный сохранить в общении со сказкой свободу и естественность. И он приведёт нас в театр кукол, где игрушки могут оживать не только ночью, когда их не видят люди, но и днем. На радость и детям и взрослым. Сам Андерсен ещё в юности начал писать пьесы для кукольного театра и был привязан к театру всю жизнь.
Дети – сказка – театр кукол в нашем сознании всегда рядом. В обычном театре происходит перевоплощение актёра в образ, в театре кукол – оживление. Вдохнуть в куклу жизнь предстоит актёру, который держит её в руках. А придумать её внешний вид – смастерить – может только художник. Из бесконечного множества индивидуальных особенностей художник отбирает для каждой куклы-актёра самое типическое, самое характерное, чтобы передать суть того или иного образа. Что и как в театре кукол связаны самым тесным образом. В таком театре всё откровенно условно. И всё содержит художественную правду, которая достигается особым характером и широтой обобщения. Как мы попытаемся разыграть эту сказку в собственном театре кукол, вы сейчас увидите.
Сценограмма урока «Играем Андерсена»(фрагменты)
Учитель. Мы бывали с вами в театре кукол, но никогда ещё не устраивали свой кукольный театр. Это непросто, но давайте попробуем. На экскурсии в музее Центрального театра кукол им. Образцова нам рассказывали какие бывают театры кукол. Какой театр нам лучше сделать, ведь он должен родиться прямо в классе?
- Настольный театр, когда люди на виду у всех управляют куклами.
Учитель. Каких кукол мы сможем быстро сделать?
- Лучше всего вырезать кукол из бумаги.
Учитель. Раз почти все с этим согласны, то придётся всем превратиться в художников, и нарисовать эскизы героев-кукол. Но прежде нужно решить, какие эпизоды сказки мы собираемся разыграть. Если каждый напишет на листочке свои предложения, то можно будет их обсудить. Учтите, что нам предстоит отобрать не только самые важные моменты сказки, но и учитывать наши возможности: наш театр кукол только-только рождается. Все написали? Слушайте внимательно: «Как солдатик увидел танцовщицу», «Бал игрушек», «Встреча с водяной крысой», «Как игрушки ночью оживали», «Как мальчик играл в солдатиков», «Как солдатика бросили в печь». Что же нам отобрать?
- Эпизод, как мальчик играл в солдатиков, смотреть будет не интересно.
- «Ночной бал» интересный момент и важный потому, что там появляется тролль.
Учитель. Каким вы представляете себе тролля?
- Такой чёрный, похожий на чёртика.
- По-моему, ночной бал разыграть очень трудно, там действует много игрушек и нужно время, чтобы их сделать.
- Как солдатика бросили в печь, тоже будет трудно показать, ведь нужно не просто его бросить, но и показать, как он погибает – расплавляется.
Учитель. А что вы думаете по поводу встречи солдатика с водяной крысой?
- Это очень смешной момент и его интересно будет смотреть.
- И там всего два действующих лица.
- Еще нужна будет лодочка и мостик, но из бумаги это сделать не трудно.
Учитель. Итак, делаем эскизы двух кукол: оловянного солдатика и водяной крысы. Не забывайте, что вы делаете эскизы кукол, а не просто рисуете героев сказки. Это задание на дом…
Смотрите, сколько перед вами солдатиков и всевозможных крыс… Кто из них будет играть в нашем театре кукол?
- Мне кажется, что солдатик на этом рисунке больше всего подходит для нашего театра, потому что у него большие выразительные глаза.
- Они как будто человеческие...
- А эта крыса самая обыкновенная, трудно представить, как она будет кричать: «У тебя паспорт есть?»
- Вот на этом рисунке крыса не просто злобная, но и немножко смешная. И можно представить, как она кричит и преследует оловянного солдатика.
Учитель. Актёров-кукол мы выбрали. Помните, во многих сказках Андерсена присутствует рассказчик: это может быть сам автор или кто-то другой. Припомните такие сказки. Если введём автора-рассказчика, то получится, что участников игры-импровизации трое: лицо от автора, оловянный солдатик и водяная крыса.
... И вот уже на столе (обычном столе) появляются бумажные куклы, которые держат авторы самых удачных эскизов- рисунков. Но прежде еще нужно сделать бумажную лодочку, придумать, как расположить на столе мост... продумать все движения героев-кукол и все мизансцены.

Встреча с водяной красой
Рассказчик. Когда дождь перестал, мальчишки сделали из газеты лодочку, поставили в неё оловянного солдатика и пустили ее по водосточной канаве… Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то вертелась, и оловянный солдатик вздрагивал, но он был стойкий и всё так же невозмутимо смотрел вперёд, держа ружьё на плече (Пока рассказчик говорит, участники игры-импровизации все это демонстрируют).
… «Куда ж это меня несёт? - думал солдатик, - Всё это проделки тролля! Вот если бы в лодочке со мной сидела маленькая танцовщица…»
В эту минуту из-под мостика выскочила большая водяная крыса - она здесь жила.
Водяная крыса. «А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!»
Рассказчик. Но оловянный солдатик молчал и еще крепче прижимал к себе ружьё. Лодочка плыла всё дальше, а крыса плыла за ней…
Водяная крыса. Держите его? Держите! Он не уплатил дорожной пошлины, не предъявил паспорта!
Рассказчик. Бедный солдатик держался всё так же стойко, даже глазом не моргнул. И вдруг лодка завертелась, потом накренилась, сразу наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик уже стоял по шею в воде, а лодка все больше размокала и погружалась все глубже, теперь вода покрывала солдатика с головой. Он вспомнил о прелестной маленькой танцовщице, которую ему не суждено больше увидеть, в ушах у него зазвучала песенка:
Вперёд, о воин!
Иди на смерть.
Бумага совсем размокла, прорвалась, и солдатик уже стал тонуть, но в этот миг его проглотила большая рыба.
Учитель. У Маши крыса получилась очень смешной. Комический эффект усиливался от сближения слов героической песни и злобных выкриков крысы. На этот раз мы ограничились одним эпизодом... Будем продолжать?
- Обязательно.
Учитель. А пока вернёмся в сказку и припомним, как Андерсен завершает историю про стойкого оловянного солдатика.
- Солдатик снова оказался на кухне, где ярко горел огонь в печи.
- И началось его последнее испытание.
Учитель. Когда мальчик вдруг бросил солдатика в горящую печь, он стоял, окружённый ярким пламенем. Что он чувствовал?
- -Что весь горит, но что сжигает его - пламя или любовь, этого он и сам не знал.
- Когда краски на нём полиняли, то было ли это от горя, что он совсем скоро никогда уже не увидит маленькую танцовщицу или они сошли во время путешествия - он тоже не знал.
- Но он все ещё стоял прямо, с ружьём на плече и не сводил глаз с маленькой танцовщицы.
- Они не могли оторвать глаз друг от друга.
Учитель. Как вы думаете, почему именно оловянный солдатик стал у Андерсена олицетворением стойкости?
- Потому что игрушечные оловянные солдатики стоят очень устойчиво, когда в них играешь.
- Игрушка эта совсем маленькая, но стойкая.
- Слово «стойкий» можно понимать по-разному.
- Оно в сказке используется различно.
- Слово, «стойкий» подходит к военному.
Учитель. Что же случилось потом?
- Сквозняк подхватил танцовщицу, ведь она была сделана из бумаги, она впорхнула в печку и сгорела. Чтобы не расставаться.
- Вспыхнула ярким пламенем - и ее не стало.
- И оловянного солдатика не стало, он расплавился.
Учитель. Нo почему у сказки такой печальный конец?
- Нет, мне конец не показался таким грустным, ведь мы знаем, что от солдатика осталось оловянное сердечко.
- Когда утром служанка выгребала из печки золу, она нашла не кусочек олова, а оловянное сердечко.
- А от танцовщицы осталась блестка, но она уже не сверкала, а почернела.
- Несмотря ни на что они оказались вместе, значит любовь победила.
- Можно бросить оловянного солдатика в огонь, но ничто не может уничтожить настоящую любовь.
Учитель. А зачем мальчик бросил солдатика в печь?
- Он был маленький. Не понимал, что делает.
- Но мы увидели, что не только, когда солдатик тонул, но и когда он стоял в огне, то был стойким: стоял прямо, сжимая в руке ружьё.
- Если бы мальчик не бросил оловянного солдатика в огонь, то никто не нашёл бы оловянное сердечко. У нас не осталось бы ничего на память.
- Если бы оловянный солдатик утонул или просто потерялся, то о нём сразу забыли бы.
- Купили бы новых солдатиков.
Учитель. А может быть лучше было бы автору спасти их?
- Но это была бы другая сказка.
... Огонь всё ещё горит в печке. Разве вы не слышали, как Муза Андерсена сказала детям: «Взгляните на героев сказки. Нарисуйте их. Превратите их в героев кукольного спектакля. Тогда вы продолжите их жизнь!
Нам удалось её услышать.

Великий сказочник
… Что толкнуло Андерсена в область сказки?
Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая её голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии.
… Но мы знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочные праздников, и придавая им нарядную и простую форму.
… Андерсен считал свою жизнь прекрасной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, - и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропускать то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям…
Писал он быстро потому, что обладал даром импровизации. Андерсен был чистейшим образцом импровизатор. Бесчисленные мысли и образы роились у него во время работы. Нужно было спешить, чтобы записать их, пока они еще не ускользнули из памяти, не погасли и не скрылись из глаз. Нужно было обладать необыкновенной зоркостью, чтобы ловить на лету и закреплять те картины, что вспыхивали и мгновенно гасли, как ветвистый узор молнии на грозовом небе.
… Я не перечисляю тут всего, что написал Андерсен. Вряд ли это нужно. Я хотел только набросать беглый облик этого поэта и сказочника, этого обаятельного чудака, оставшегося до самой своей смерти чистосердечным ребёнком, этого вдохновенного импровизатора и ловца человеческих душ - и детских и взрослых.
(К.Паустовский. Из вступительной статьи к книге
Х.-К. Андерсена «Сказки и истории»)

Была ли у тебя в детстве любимая сказка?
(из ответов одиннадцатиклассников)
- В детстве я очень любила сказки за их доброту. Но самая любимая моя сказка «О царе Салтане». В ней есть скрытый смысл. Когда мама читала мне ее, а потом я сама читала, она просто завораживала меня, захватывала. Я с радостью вспоминаю самую прекрасную жизненную пору – свое детство.
- Я не помню ни одной сказки, но помню иллюстрации.
- В детстве мне читали много сказок. Больше всего мне нравились сказки с добрым концом. Сказки, которые заканчивались грустно, я переделывала. Мне всегда хотелось быть маленькой как Незнайка, хотелось летать и жить на крыше вместе с веселым Карлсоном, я завидовала Пеппи, где она жила одна в доме. Я всегда буду дружить с этими героями и пронесу их через всю свою жизнь.
- Если честно, то названия своей любимой сказки я не помню, но она, безусловно, была. Мне вспоминается лишь большая книжка со множеством красивых картинок. Мама читала из нее сказки, но научившись читать, я много раз возвращалась к ней. И даже сейчас мне порой хочется заглянуть туда. Не знаю зачем, просто так.
- Сказки учат нас любви, состраданию, доброте, самопожертвованию. В атмосфере волшебства и праздника они учат детей жизни.
- Когда я была маленькой, мама часто читала мне сказки… слушать я их обожала. Благородство души, способность к самопожертвованию – вот то, чему учат нас сказки. С замиранием сердца я слушала о Прекрасной принцессе, добром волшебнике, о семи гномах и доброй Золушке.
- Я считаю, что сказка рождает светлые мечты и развивает воображение и душу.
- Мне родители читали много сказок. И весь мир казался сказкой, я воспринимала все по сказочному. И не странно, что порой я представляла себя Мальвиной или Красной шапочкой. … Постепенно ощущение жизнь-сказка рассеивалась и уходило в душу, перерастав в мечты.
- У меня в детстве любимой сказкой была «Золушка», и она была какой-то особенной, мелодичной и романтичной, и она очень хорошо заканчивалась.
- «Три поросенка». Без сказок не будет такой любви к ближнему, ответственности за них. В жизни всегда должно быть что-то хорошее, даже когда это написано.
- Конечно же была. Их было много. Сначала мне их читала мама, потом я многие из них перечитывал сам. Сказки – это как бы первые учебники жизни.
- Меня воспитывали с раннего детства на стихах. Сказки вошли в мою жизнь немного позже… От этой духовной «пищи» во многом зависит, как сложится судьба человека.

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери – старой оловянной ложки, – и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики – терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

– Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.

Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу.

На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, – должно быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.

“Вот бы мне такую жену! – подумал оловянный солдатик. – Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом – простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота – двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает...”

И солдатик притаился за табакеркой, стоявшей тут же, на столе.

Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая все время стояла на одной ножке и при этом ни разу даже не покачнулась!

Поздно вечером всех оловянных солдатиков, кроме одноногого – его так и не могли найти, – уложили в коробку, и все люди легли спать.

И вот когда в доме стало совсем тихо, игрушки сами стали играть: сначала в гости, потом в войну, а под конец устроили бал. Оловянные солдатики стучали ружьями в стенки своей коробки – им тоже хотелось выйти на волю и поиграть, но они никак не могли поднять тяжелую крышку. Даже щелкунчик принялся кувыркаться, а грифель пошел плясать по доске, оставляя на ней белые следы, – тра-та-та-та, тра-та-та-та! Поднялся такой шум, что в клетке проснулась канарейка и начала болтать на своем языке так быстро, как только могла, да притом еще стихами.

Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места.

Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз.

Пробило двенадцать. И вдруг – щёлк! – раскрылась табакерка.

В этой табакерке никогда и не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся кругом.

– Эй ты, оловянный солдат! – крикнул тролль. – Не больно заглядывайся на плясунью! Она слишком хороша для тебя.

Но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит.

– Ах, вот ты как! – сказал тролль. – Ладно же, погоди до утра! Ты меня еще вспомнишь!

Утром, когда дети проснулись, они нашли одноногого солдатика за табакеркой и поставили его на окно.

И вдруг – то ли это подстроил тролль, то ли просто потянуло сквозняком, кто знает? – но только окно распахнулось, и одноногий солдатик полетел с третьего этажа вниз головой, да так, что в ушах у него засвистело. Ну и натерпелся он страху!

Минуты не прошло – и он уже торчал из земли вверх ногой, а его ружье и голова в каске застряли между булыжниками.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на улицу, чтобы отыскать солдатика. Но сколько ни смотрели они по сторонам, сколько ни шарили по земле, так и не нашли.

Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: “Я тут!” – его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице – ведь он носил мундир и был солдат, да притом еще оловянный.

Мальчик и служанка ушли обратно в дом. И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!

По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.

– Смотри-ка, – сказал один из них. – Да, никак, это оловянный солдатик!.. Давай-ка отправим его в плавание!

И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.

Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.

Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.

Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал – от каски до сапога, – но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.

И вот лодочку занесло под широкий мост. Стало так темно, словно солдатик опять попал в свою коробку.

“Где же это я? – думал оловянный солдатик. – Ах, если бы со мной была моя красавица танцовщица! Тогда мне все было бы нипочем...”

В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.

– Ты кто такой? – закричала она. – А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и только крепко сжимал ружье. Лодку его несло все дальше и дальше, а крыса плыла за ним вдогонку. Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

– Держите его! Держите! У него нет паспорта!

И она изо всех сил загребала лапами, чтобы догнать солдатика. Но лодку несло так быстро, что даже крыса не могла угнаться за ней. Наконец оловянный солдатик увидел впереди свет. Мост кончился.

“Я спасен!” – подумал солдатик.

Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз – прямо в широкий бурный канал!

Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.

Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.

И вдруг лодочка завертелась на месте, зачерпнула воду правым бортом, потом левым, потом опять правым и скоро наполнилась водой до самых краев.

Вот солдатик уже по пояс в воде, вот уже по горло... И наконец вода накрыла его с головой.

Погружаясь на дно, он с грустью подумал о своей красавице. Не видать ему больше милой плясуньи!

Но тут он вспомнил старую солдатскую песню:

Шагай вперед, всегда вперед!
Тебя за гробом слава ждет!..–
и приготовился с честью встретить смерть в страшной пучине. Однако случилось, совсем другое.

Откуда ни возьмись, из воды вынырнула большая рыба и мигом проглотила солдатика вместе с его ружьем.

Ах, как темно и тесно было в.желудке у рыбы, темнее, чем под мостом, теснее, чем в коробке! Но оловянный солдатик и тут держался стойко. Он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал свое ружье. Так он пролежал довольно долго.

Вдруг рыба заметалась из стороны в сторону, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла.

Солдатик не мог понять, что случилось. Он приготовился мужественно встретить новые испытания, но вокруг по-прежнему было темно и тихо.

И вдруг словно молния блеснула в темноте.

Потом стало совсем светло, и кто-то закричал:

– Вот так штука! Оловянный солдатик!

А дело было вот в чем: рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню. Кухарка распорола ей брюхо большим блестящим ножом и увидела оловянного солдатика. Она взяла его двумя пальцами и понесла в комнату.

Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Солдатика поставили на стол, и вдруг – каких только чудес не бывает на свете! – он увидел ту же комнату, того же мальчика, то же самое окно, из которого вылетел на улицу... Вокруг были те же игрушки, а среди них возвышался картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это называется стойкость!

Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали.

Вдруг один из мальчиков – самый маленький – схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, его подучил злой тролль из табакерки.

В печке ярко пылали дрова, и оловянному солдатику стало ужасно жарко. Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви, – он и сам не знал. Краска сбежала с его лица, он весь полинял – может быть, от огорчения, а может быть, оттого, что побывал в воде и в желудке у рыбы.

Но и в огне он держался прямо, крепко сжимал свое ружье и не сводил глаз с прекрасной плясуньи. А плясунья смотрела на него. И солдатик почувствовал, что тает...

В эту минуту дверь в комнату распахнулась настежь, сквозной ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула – и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился.

На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку.

Это было все, что осталось от стойкого оловянного солдатика и прекрасной плясуньи.

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки. Ружье на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир-то какой великолепный - красный с синим! Лежали они в коробке, и когда крышку сняли, первое, что они услышали, было:

Ой, оловянные солдатики!

Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе.

Все Солдатики оказались совершенно одинаковые, и только

один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух, и вот с ним-то и приключится замечательная история.

На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но самым приметным был красивый дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было заглянуть прямо в залы. Перед дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали восковые лебеди и гляделись в него.

Все это было куда как мило, но милее всего была девушка, стоявшая в дверях замка. Она тоже была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блестка не меньше головы самой девушки. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки, - она была танцовщица, - а другую вскинула так высоко, что оловянный солдатик и не видел ее, а потому решил, что она тоже одноногая, как и он.

«Вот бы мне такую жену! - подумал он. - Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!»

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.

Вечером всех остальных оловянных солдатиков, кроме него одного, водворили в коробку, и люди в доме легли спать. А игрушки сами стали играть

И в гости, и в войну, и в бал. Оловянные солдатики ворошились в коробке - ведь им тоже хотелось играть, - да не могли поднять крышку. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске. Поднялся такой шум и гам, что канарейка проснулась да как засвистит, и не просто, а стихами! Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Она по-прежнему стояла на одном носке, протянув руки вперед, а он браво стоял на своей единственной ноге и не сводил с нее глаз.

Вот пробило двенадцать, и - щелк! - крышка табакерки отскочила, только в ней оказался не табак, нет, а маленький черный тролль. Табакерка-то была с фокусом.

Оловянный солдатик, - сказал тролль, - не смотри куда не надо!

Но оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит.

Ну погоди же, вот наступит утро! - сказал тролль.

И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется, и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа! Это был ужасный полет. Солдатик взбросил негу в воздух, воткнулся каской и штыком между камнями мостовой, да так и застрял вниз головой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали искать его, но никак не могли увидеть, хотя чуть не наступали на него ногами. Крикни он им: «Я тут!» - они, наверное, и нашли бы его, да только не пристало солдату кричать во все горло - ведь на нем был мундир.

Начал накрапывать дождь, капли падали все чаще, и наконец хлынул настоящий ливень. Когда он кончился, пришли двое уличных мальчишек.

Гляди-ка! - сказал один. - Вон оловянный солдатик! Давай отправим его в плаванье!

И они сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве. Мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Батюшки, какие волны ходили по канаве, какое стремительное было течение! Еще бы, после такого ливня!

Кораблик бросало то вверх, то вниз и вертело так, что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко - ружье на плече, голова прямо, грудь вперед.

Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несет? - думал он. - Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!»

Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками.

Паспорт есть? - Спросила она. - Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам:

Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!

Но течение становилось все сильнее и сильнее, и оловянный солдатик уже видел впереди свет, как вдруг раздался такой шум, что испугался бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика водосточная канава впадала в большой канал. Для солдатика это было так же опасно, как для нас нестись в лодке к большому водопаду.

Вот канал уже совсем близко, остановиться невозможно. Кораблик вынесло из-под мостка, бедняга держался, как только мог, и даже глазом не моргнул. Кораблик развернуло три, четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть.

Солдатик оказался по шею в воде, а кораблик погружался все глубже и глубже, бумага размокала. Вот вода покрыла солдатика с головой, и тут он подумал о прелестной маленькой танцовщице - не видать ему ее больше. В ушах у него зазвучало:

Вперед стремись, воитель,

Тебя настигнет смерть!

Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну, но в ту же минуту его проглотила большая рыба.

Ах, как темно было внутри, еще хуже, чем под мостком через водосточную канаву, да еще и тесно в придачу! Но оловянный солдатик не потерял мужества и лежал растянувшись во весь рост, не выпуская из рук ружья…

Рыба заходила кругами, стала выделывать самые диковинные скачки. Вдруг она замерла, в нее точно молния ударила. Блеснул свет, и кто-то крикнул: «Оловянный солдатик!» Оказывается, рыбу поймали, привезли на рынок, продали, принесли на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Затем кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и принесла в комнату. Всем хотелось посмотреть на такого замечательного человечка - еще бы, он проделал путешествие в брюхе рыбы! Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и - каких только чудес не бывает на свете! - он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, на столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она попрежнему стояла на одной ноге, высоко вскинув другую, - она тоже была стойкая. Солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы непригоже. Он смотрел на нее, она на него, но они не сказали друг другу ни слова.

Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.

Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь - он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего - от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом - и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.

Сказки Андерсена — очень красивые, волшебные, а то, чему они учат, можно назвать самыми лучшими и важными качествами человека: умение любить и дружить безкорыстно, то, что называется по-настоящему, храбрость и честность, самоотверженность и находчивость, умение не унывать в любой ситуации. При этом некоторые из них, не смотря на свою лиричность, заканчиваются не так хорошо, как большинство сказок. Но именно эта — одна из отличительных черт произведений великого сказочника.

Стойкий оловянный солдатик — одна из самых известных сказок Андерсена. Ее можно назвать грустной, но она почему-то нравится детям, вероятно, они находят в ней то, что можно назвать еще не разгаданной тайной.

Вопросы, собранные на этой странице, помогут провести тест по сказке, чтобы узнать насколько хорошо понял ребенок прочитанное. А также провести небольшую викторину после ее прочтения в детском коллективе.

Список вопросов по сказке


Кто написал сказку «Стойкий оловянный солдатик»?

Ответ: Ганс Христиан Андерсен.


Сколько всего было оловянных солдатиков?

Ответ: Двадцать пять.


Кем была их мать?

Ответ: Старая оловянная ложка.


Кому подарили оловянных солдатиков и на какой праздник?

Ответ: Маленькому мальчику на день его рождения.


Какие первые слова услышали солдатики, когда открыли их домик-коробку?

Ответ: «Ах, оловянные солдатики!»


Из чего сделан оловянный солдатик?

Ответ: Из олова.


Почему оловянный солдатик назван стойким?

Ответ: Потому что он стойко выдержал все невзгоды свалившиеся на него и уверенно стоял на своей одной ноге.


Почему солдатик стал одноногим?

Ответ: Потому что его отливали последним, и олова немножко не хватило...


Кто стоял на пороге игрушечного дворца?

Ответ: Барышня, вырезанная из бумаги.


Что изображало маленькое озеро перед дворцом?

Ответ: Зеркальце.


Кто плавал по озеру?

Ответ: Восковые лебеди.


Кем была возлюбленная оловянного солдатика?

Ответ: Бумажная барышня.


Из чего была сделана маленькая танцовщица?

Ответ: Из бумаги, и была одета в юбочку из тончайшего батиста.


В чем ошибся солдатик, увидев танцовщицу первый раз?

Ответ: Ему показалось, что она тоже одноногая, а на самом деле её вторая нога была поднята.


О чем подумал оловянный солдатик, увидев танцовщицу?

Ответ: Он восхитился, пожелав себе такую жену.


Что принялись делать игрушки, когда все люди в доме легли спать?

Ответ: Играть в войну и бал.


Кто сидел в табакерке?

Ответ: Маленький чёрный тролль.


Как стойкий солдатик оказался на улице?

Ответ: Он полетел вниз головой из неожиданно распахнувшегося окна.


Почему солдатик не крикнул, когда вышли его искать мальчик и служанка?

Ответ: Потому что он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!


Солдатика нашли два мальчика. Куда они его посадили?

Ответ: Они посадили его на лодочку из газетной бумаги и пустили в плавание по канавке.


Кто пристал к солдатику, потребовав у него паспорт?

Ответ: Большая крыса.


Почему крыса не смогла догнать лодку с солдатиком?

Ответ: Потому что её несло по течению быстрее и быстрее.


Что так напугало солдатика, когда он плыл на лодке дальше?

Ответ: Сильный шум, издававшийся при впадении канавки в большой канал.


Куда попал солдатик, когда он утонул?

Ответ: В рот рыбе, которая его проглотила.


Что случилось с рыбой, и как освободился солдатик?

Ответ: Рыбу поймали, доставили на рынок, а потом на кухню. Ей распороли живот, достав оттуда солдатика.


У кого оказался солдатик?

Ответ: У тех же людей, которые его купили и потеряли.


Что с солдатиком сделал мальчик?

Ответ: Он кинул его в печку на сожжение.


Как в печку попала танцовщица?

Ответ: Её подхвалило ветром от распахнувшейся двери.


Что осталось от солдатика после трагического случая?

Ответ: Оловянное сердечко.


А что произошло с танцовщицей, и что осталось от неё?

Ответ: Она сгорела полностью. Осталась одна брошка, да и та вся обгорела и почернела...

Поделиться